Загрузка данных...

Родителям о методах познания

2014.01.14 09:16:33

Просмотров: 2804

Родителям о методах познания

Сегодняшний разговор хочу повести о главной, на мой взгляд, проблеме постсоветского образования. Советская подготовка кадров опиралась на монолитную структуру, где главным стержнем был метод познания. Они (методы познания) пронизывали все уровни образования: от детских садов до ВУЗов, многократно пересекая и прошивая всю плоть образования и процесса получения информации. Обучаясь в педагогических вузах студенты многократно усваивали их — при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, методике преподавания отдельных предметов. На каждом курсе при прохождении педагогической практики они изучали их во время преподавания уроков или перенимая их у лучших школьных педагогов. Придя на работу в школу они в обязательном порядке попадали в методические объединения учителей-предметников, где хорошо или плохо, но безусловно «дошлифовывались» ранее освоенные методы.

 

Теперь эта цепь разомкнулась (причём многократно). Самое интересное, что на бумаге эта цель сохранилась, однако на практике не применяется. В школу пришли учителя постсоветского времени, которые зачастую не владеют методами познания и, соответственно, не распространяют его применение на своих учеников. Сегодня школьное образование — это миллионы фактов, зачастую не сложенных в правильном порядке в головах учеников. Главная задача учителей — научить ребят учиться! В советские годы с этой задачи многие педагоги справлялись на «отлично», чего никак нельзя сказать о педагогах современной школы. Как говорилось в одном старом мультфильме «лучше день потерять, но за 10 секунд долететь».

 

Дома родителя эти вопросы решать в полной не в состоянии, так как они купно, прилюдно, многократно, прямо и косвенно. Слушает класс ответы своих товарищей и одновременно следит за ходом мысли, исправляет неточности, добавляет свои аргументы, анализирует, делает выводы. За долгие годы учёбы это происходит многократно и, в результате, отшлифовываются навыки с которыми ученик выходит в жизнь.

 

Так что же такое метод? Научный метод (метод познания) — это совокупность способов получения и закрепления новых знаний и навыков. Многие учителя могут обвинить автора в прописных истинах. Однако мой собственный родительский опыт, а также опыт многих знакомых и незнакомых родителей, чьи дети ходят в школу, с уверенностью говорит о том, что ученики (даже старших возрастов) НЕ УМЕЮТ учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать их и складывать в единую цепочку.

 

Именно поэтому позволю себе напомнить эти методы. Так школа не помогает нам в этом вопросе, родителям придётся попробовать разобраться в этом самостоятельно. Чтобы не «плутать в потёмках» поясним методы, над которыми придётся поработать дома.

Итак:

Анализ — это мысленное или реальное разложение объекта на его составные части.

 

Синтез — объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

 

Абстрагирование — мысленное внесение изменений в изучаемый объект или явление в соответствие с целями исследования. Результатом абстрагирования является отсечение или исключение признаков не являющихся существенными для объекта или явления.

 

Индукция — метод познания от частного к общему, выведения общего суждения из ряда частных фактов.

 

Дедукция — метод познания от общего к частному.

 

Аналогия — вероятное заключение о сходстве 2-х и более явлений или предметов. Аналогии в простом позволяют понять аналогии в сложном.

 

Моделирование — воспроизведение свойств предметов или явлений в специально созданной модели (реальной или мысленно).

 

Исторический метод — форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

 

Логический метод – логическое воспроизведение явлений или объекта во всей его многогранности от простого к сложному.

 

Классификация — процесс упорядочивания информации. Разделение всего и вся по классам в соответствии с определёнными признаками и в связи с друг другом.

 

Мы сегодня не будем разбирать методы эмпирического и теоретического познания. Возможно мы сделаем это в будущих статьях. Зная теперь базовые методы познания всегда опирайтесь на них, отрабатывайте их в независимости от того, что вы изучаете со своим ребёнком: как выпиливать лобзиком или как изучать испанский язык.

 

И последний совет — всегда работайте от простого к сложному с учётом причинно-следственных связей.

Желаю вам успехов на пути познания и не забывайте — ваши дети нужны прежде всего вам!

 

Администрация портала.

 

 




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.