Загрузка данных...

Сфинкс – воплощение мирового зла?

2013.11.07 22:51:00

Просмотров: 2763

Сфинкс – воплощение мирового зла?

Сфинкс – воплощение мирового зла

Ужасающими подробностями борьбы за власть переполнены все древние тексты. Не стала исключением и шумерская поэма второго тысячелетия до нашей эры «Энума элиш». Эта поэма о сотворении мира. «Когда наверху небеса не назвали, Именем суша внизу не звалась, Апсу их начально осеменяя, Пучина Тиамат всех их, рождая. Воды свои воедино мешали…». В другой традиции, но такая же самая история изложена во втором стихе Библии.

Дальнейшее развитие событий у шумеров пошло по-другому. Плодами «осеменения» верховных шумерских богов Апсу и Тиамат стал целый пантеон богов низшего уровня. Опасаясь за свою власть, Апсу решил истребить второразрядных богов. Те же, прознав о его коварных замыслах, сработали на опережение и убили своего отца. Тогда мать объявила войну своим детям. Для этой борьбы она породила несколько чудовищ – льва, дракона, бешеную собаку, человека-скорпиона и сфинкса. Именно о последнем создании Тиамат мы и поговорим в этой статье.
Несомненно, образ сфинкса восходит к египетской мифологии. Древнейшие из обнаруженных изображений сфинкса были созданы за десять тысяч лет до нашей эры. Само название «сфинкс» происходит от древнегреческого слова, переводящегося как «душительница». Наиболее распространенным изображением сфинкса является лев с человеческой головой. Так вот, голова эта была по большей части женская. Кроме классических сфинксов, египтяне создавали и два других варианта. Львы с головами сокола охраняли святилища бога Хора, львы с головами барана - храмы бога Амона.
Из Египта через Шумер и Грецию образ сфинкса распространился по всему миру, во времена расцвета древней Греции - по всему востоку Азии, достигнув через Индию Цейлона и Филиппин. Изображения сфинкса являлись элементами архитектуры, наносились на щиты и оружие, украшали кубки и амфоры. В XVI-XVII веках образ сфинкса начал вновь широко использоваться в искусстве маньеризма. По большей части эти, так называемые» французские сфинксы, снабжались обнаженной женской грудью и серьгами из жемчуга. Такие изображения весьма оживляли парки развратной французской аристократии. Из маньеризма сфинкс перешел и в классицизм. Вскоре мода на это чудовище дошла и до России, прорубившей окно в Европу. Первые парные сфинксы были привезены из Египта и установлены в Санкт-Петербурге на набережной Невы, напротив Академии Художеств, в 1832 году.
Кем же был древний сфинкс? Почему его образ по всему миру достаточно сходен, меняются лица, пол, появляются и исчезают крылья и, тем не менее, сфинкса узнаешь сразу? Ответить на второй вопрос значительно проще, чем на первый. Сфинксы, охраняющие долину царей в Гизе, стали образцом для всех дальнейших изображений. А вот трактовка образа сфинкса в литературе весьма разнится в зависимости от позиции автора.
В наиболее известной легенде о сфинксе чудовище, снабженное на этот раз крыльями, было наслано на Фивы богиней Герой. Богиня желала отомстить царю Лаю, но страдали, как всегда, обычные люди. Чудовище останавливало путников и задавало им загадку. Не разгадавших ее, оно безжалостно пожирало. Загадка была всегда одна и не особо затейливая: « Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тем не менее, разгадать ее никто не мог, и поток желающих посетить Фивы практически иссяк. Лишь мудрый Эдип догадался о том, что речь идет о разных возрастах человека. Потрясенный сфинкс бросился после этого в пропасть.
В европейской литературной традиции сфинкс представлял собой соблазнительное и губительное для юношей женское начало. Создавались образы улыбающегося сфинкса. И в целом этот образ стал использоваться как некий эротический элемент, так как прямо говорить о вопросах пола было тогда не принято. Однако, после обращения европейцев непосредственно к древним текстам, сфинкс все больше стал приобретать черты несомненного порождения и выражения всемирного зла.
Знания о сфинксе средневековые авторы в основном черпали из книг древних авторов «Библиотеки», написанной Аполлодором, и «Эдипа», созданного Сенекой. И большая часть авторов начала трактовать сфинкса, как образ зла. Эдмунд Спенсер считал сфинкса символом инквизиции, Андреа Агати – воплощением невежества, Бенджамин Джонсон – вечным врагом красоты и любви, заманивающим их в свои ловушки и безжалостно там губящим. Только для Френсиса Бэкона сфинкс символизировал науку и культ знания. Видимо, этого автора очень вдохновила та самая загадка сфинкса.
Греки издавна ассоциировали сфинкса с болезнями и смертью. Креон – персонаж трагедии Софокла «Царь Эдип» так отвечает на вопрос главного героя о том, почему не было проведено расследование гибели его отца: «Сфинкс разучил нас думать о прошлом и заставил обратиться к насущным нуждам». Таким образом, сфинкс является и символом забвения, врагом памяти, истины и развития.
Интересно, что статуи этого воплощения зла до сих пор устанавливаются на входе в залы собраний легально действующих в США масонских лож.

Источник: Око Планеты



Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.