Загрузка данных...

ЖЗЛ: Евфросиния Полоцкая — знаменитая православная святая земли белорусской

2018.06.09 12:44:31

Просмотров: 2308

ЖЗЛ: Евфросиния Полоцкая — знаменитая православная святая земли белорусской

Евфросиния Полоцкая была канонизирована в 1547 году, в 1984 году её причислили к Собору белорусских святых. С 1994 года день её памяти — 5 июня — стал Днём святой Евфросинии и широко отмечается в Беларуси.

Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишённый земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Её имя носят церкви в г. Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада). Ежегодно в Полоцке 5 июня отмечается день рождения святой. Организуется служба, вынос Евфросиниевского креста. На этом мероприятии всегда присутствует митрополит Минский и Слуцкий, Пат­риарший экзарх всея Беларуси. Также принято решение полоцкого горисполкома о присвоении городской школе №18 имени преподобной Евфросинии. Мероприятия в её честь регулярно организуются во всех куль­турно-просветительских учреждениях Полоцка.

О жизненном пути Ефросинии, её поступках вы узнаете, прочитав эту статью. Однако следует учесть, что мы можем опираться только на сохранившиеся источники, несомненно подвергшиеся редакции в интересах церкви.

Евфросиния Полоцкая — это первая белорусская просветительница. Несмотря на то, что жизнь Евфросинии Полоцкой приходилась на тот период, когда христианство уже раскололось, её одинаково высоко почитает как православная, так и католическая церковь. Основными заслугами считаются перевод и переписывание книг, а также строительство собственных монастырей и церкви, которые являлись настоящими образовательными центрами Полоцкого княжества по церковной грамоте.

ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СВЯТОЙ ЕВФРОСИНИИ

Точная дата рождения неизвестна. Историками установлено, что родилась Евфросиния Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, её обучали монахи (что это были за монахи — большой вопрос, если учитывать что Русь была крещена Владимиром-крестителем в арианство, которое ныне почитается как ересь официальной церковью). В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Евфросинии Полоцкой и её жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди её любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочки быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

РЕШЕНИЕ СТАТЬ МОНАХИНЕЙ

Когда Предславе было 12 лет, её засватал один из князей. Родители дали своё согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Евфросиния Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь. Игуменьей этого монастыря была вдова её дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым её решением был отказ. Девочка была ещё слишком юна и к тому же очень красива. Всё же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала своё согласие, не побоявшись гнева отца девочки. Так Евфросиния стала монахиней. Почему? Какие же причины побудили Предславу принять такое суровое решение? Их, по-видимому, было несколько. Одной из официальных версий принято считать любовь княжны к Богу и желание ему служить. В то же время, нельзя исключить и возможное нежелание выходить замуж в двенадцать лет пусть и за очень могущественного и достойного, но незнакомого и нелюбимого человека. К тому же, в 20-х годах возникнет опасность высылки на чужбину всей семьи. Избежать этой высылки можно было только будучи служительницей Бога.

Хотя в «Житии» утверждалось, что Предслава приняла постриг только потому, что желала быть невестой одного Христа и только ему служить, но к этому её могло подтолкнуть тяжёлое положение, в котором оказались полоцкие князья в начале XII века. Раздробив владения отца на мелкие уделы, они часто ссорились друг с другом и затевали междоусобицы. Конфликты возникали и с другими Рюриковичами. Таким образом, в 20-е годы XII века ситуация в Полоцком княжестве складывалась очень тяжёлая, поэтому для юных княжеских дочерей было предпочтительнее уйти в монастырь, чем выйти замуж. Это ограждало их от жизненных бед и несчастий и позволяло посвящать себя духовности, т.е. служению Богу.

Предслава решила принять постриг, видимо, потому, что не надеялась найти счастье в замужестве. В то же время, как наследница Рогнеды и Всеслава, она хотела оставить заметный след в истории Полоцкой земли. На примере Янки Всеволодовны она могла знать, что монашеский подвиг юных княжеских дочерей вызывал особое удивление у простых людей и привлекал к ним всеобщее внимание.

Стоит также пояснить, какое это было время и почему церковь стала занимать лидирующие позиции в обществе.

«ДВОЕВЕРИЕ» НА РУСИ

Несколько веков, начиная с эпохи князя Владимира Крестителя, христианство на Руси жило бок о бок с язычеством. Их сплетение в умах людей порождало причудливые формы того, что современная наука называет двоеверие. В «Слове о полку Игореве» нарисован колоритный образ такого древнерусского двоевера — полоцкого князя Всеслава ( дед Евфросинии Полоцкой — наше прим.).

В. Я. Петрухин пишет в работе «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков»: «Совмещение христианских и языческих обрядов в пределах не только одного кладбища (как это было в Киеве, Гнездове, Тимереве), но и одного погребения, свидетельствует об относительно мирном взаимодействии христианских и языческих общин».

В нашем понимании термин «двоеверие» не корректен. Этот термин придуман специалистами для того, чтобы в рамках существующей концепции объяснить религиозные воззрения русских людей, не затрагивая основ исторически сложившегося христианства. Реальная картина могла быть совсем другой: это и была русская вера того времени, она была в некотором смысле «синтетической», но не была «двоеверием».

Н. К. Никольский считал, что при князе Владимире Русь была крещена, но это христианство существенно отличалось от современного христианства, изменённого в период Никоновских реформ. Христианство времён Владимира

«сулило Руси светлую будущность», в отличие от нынешнего, в котором радикально изменена система морали и её догматическая основа».

Проповедь новой веры на огромном пространстве Киевской Руси шла не столь быстро, как это иногда представляется сейчас. В городах с преобладающим славянским населением христианство охотно принимала княжеско-дружинная и купеческая верхушка. Но уже городское простонародье, хотя и крестилось, суть новой веры понимало плохо — тут на христианизацию населения работал высокий авторитет князя. Вне же городов, на селе дело обстояло совсем худо.

Древняя Полоцкая земля — ярчайший пример того, как язычество смешивалось с христианством. В XI столетии здесь более полувека правил князь Всеслав, то ли от современников, то ли от потомков получивший характерное прозвище — Чародей. «Слово о полку Игореве» отзывается о нём так:

«Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу (солнцу — Авт.) путь перебегая, в Тьмутаракань добирался».

В XI веке Полоцкая земля была фактически независима от Киева, более того — враждебна ему. Враждебность и соперничество проявлялись в том числе в делах духовных. При отце Всеслава князе Брячиславе Полоцк был едва ли не оплотом языческой оппозиции на Руси. Волхвы чувствовали себя здесь вольготно, точа зуб на христианство. Позиции Велеса среди полочан были весьма сильны. Но так было не всегда.

Стоит напомнить, что полоцкая земля — наследственное владение знаменитой Рогнеды, одной из языческих жен князя Владимира Крестителя. После крещения Киева Рогнеда постриглась в монашество, основала в Полоцком крае монастырь и, по всей видимости, занималась просветительской деятельностью.

Сыновья Всеслава уже воспитывались в христианской вере. Некоторые из них, начав княжить, строили храмы, покровительствовали монастырям.. Через поколение был дарован Всеславу потомок — у младшего его сына родилась дочь Предслава — будущая Ефросиния. Так в истории одного княжеского рода видится история совсем иного порядка — постепенной смены религиозных «вех» в Древней Руси.

Принятие восточнославянскими землями христианства требовало перестройки прежнего, языческого мировоззрения: представлений о Вселенной, природе, об истории человеческого рода… Среди книг, которые переводили и переписывали приехавшие византийские и болгарские священники, а также их местные последователи, большинство составляли, конечно же, богослужебные тексты и книги, где излагались основы христианских взглядов на мир и христианской морали. Однако в монастыри и в княжеские терема попадало и немало произведений других жанров: хроник, исторических и историко-бытовых повестей, природоведческих трактатов. Кроме библейских книг, Евфросиния ещё в юности не могла не читать произведений патристики — римских и византийских богословов, почитающихся как отцы церкви. В полоцких книжных собраниях XII века несомненно имелись сочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста (344 — 407), который учил верующих христианским добродетелям, образно изобличая человеческие пороки.

МОНАШЕСКИЕ ГОДЫ

Картина В.В.Дударенко

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Её комнатой была келья — «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать её помогала удивительная сосредоточённость княжны. Все эти годы Евфросинию не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлела поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский (Кирилл Туровский — западнорусский богослов и писатель XII века, епископ. В Беларуси считается национальным просветителем. В православной и греко-католической церкви канонизирован в качестве «святителя»). При этом Ефросиния не шла на борьбу с существующими старыми традициями (возможно понимая что старое мировоззрение не во всем адекватно реалиям жизни, но конфликт с ним может привести к гражданской войне, в то же время она могла понимать, что и новое мировоззрение не во всём адекватно и следовательно его надо менять — то подходить к делу творчески, не ограничивая себя канонами и догматами).

Откуда современное поколение черпает знания о Евфросинии Полоцкой?

ЖИТИЕ СВЯТОЙ КНЯЖНЫ

Между нынешним временем и тем периодом, когда жила знаменитая княжна, лежит более восьми столетий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что не так уж много сведений о ней сохранилось в истории восточнославянского народа.

В конце ХII века была написана книга «Житие Евфросинии Полоцкой». Её автор нам неизвестен. Скорее всего, им являлся игумен или монах, живший в одном из монастырей, основанных княжной. Есть большая вероятность и того, что автор книги — ученик самой Евфросинии. Но как бы там ни было, данное повествование подробно рассказывает читателям о жизни святой женщины. К сожалению, «Житие…» в первой своей редакции до наших дней не дошло. Однако жители Беларуси и её гости могут ознакомиться с книгой в шести редакциях и практически в 130 списках. Это является подтверждением популярности произведения. Одним из самых полных списков является Погодинский. Датируется он ХVI веком. «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» является настоящим памятником агиографической (характер агиографической литературы непосредственно соотнесён со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений) восточнославянской литературы ХII века.

Текст книги построен по тем канонам, которые отличали житийную литературу (раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей). Предполагают, что у данной работы есть свой первообразец. Им вполне могло служить произведение «Житие Евфросинии Александрийской». Однако автор восточнославянского памятника литературы внёс в свой труд индивидуальные особенности.

Структура «Жития Евфросинии Полоцкой»

Произведение предваряется риторическим вступлением, традиционным для агиографии. Далее следует основная часть. В ней повествуется о жизненном пути святой полочанки, подтверждающем её духовное восхождение. Завершающая часть произведения — Похвала. Здесь, несмотря на агиографические традиции, отсутствуют рассказы о произошедших посмертных чудесах.

«Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» — одно из древнейших произведений. В XVI веке оно было включено святителем Макарием в Великие Четьи — Минеи (сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с 8 сентября, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы), а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных ( кратких — наше прим.) редакции жития, а в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил житие Ефросинии в свои «Книги житий святых». В 1893 году была составлена служба Ефросинии Полоцкой, а в 1900 году иеромонах Никодим написал ей акафист — один из лучших русских акафистов (термин «акафист» в переводе означает «песнопение, при исполнении которого запрещено сидеть»).

ЗА ЧТО ПОЧИТАЮТ В БЕЛАРУСИ ЕВФРОСИНИЮ ПОЛОЦКУЮ?

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Заметки на полях.
Интересно отметить, что в «Житии», наряду с подробным описанием явления ангела в снах-видениях монахини и епископа, даны обстоятельные сведения о том, как Евфросиния официально получила Сельцо в собственность. Для оформления сделки владыка Илья пригласил полоцкого князя Рогволда-Бориса, отца Евфросинии Святослава-Георгия и местных бояр в качестве послухов. Собравшимся епископ объявил, что передаёт Спасский храм и земли вокруг него молодой монахине Евфросинии и никто не имеет права отнимать их от неё. После этого сделка, видимо, была оформлена в письменном виде. Этот документ потом был использован при написании «Жития Евфросинии», поэтому в его тексте и были указаны имена присутствующих.
В «Житии Евфросинии» нет никаких сведений о том, какие бедствия обрушились на полоцких князей в 1128-1130 годах, т. е. когда княжна-монахиня основала свой монастырь в Сельце. Из летописей выясняется, что в 1127 году (по Лаврентьевской) или в 1128 году (по Ипатьевской) великий князь Киевский Мстислав Владимирович потребовал, чтобы все русские князья приняли участие в грандиозном походе на степняков. Однако полоцкие князья, как всегда, проигнорировали указания из Киева и остались дома. Ведь до их владений половцы никогда не доходили, а безопасность купцов, ездивших через степи в южные страны, их, очевидно, не интересовала.
Неподчинение полоцких князей настолько возмутило Мстислава Великого, что он решил их сурово наказать. Под арестом оказались многие родные Евфросинии, некоторым удалось скрыться, в том числе и братьям монахини. В этих условиях лучшим средством для спасения было пострижение в монастырь. Этим, на наш взгляд, и объясняется массовое пострижение родственников Евфросинии. Они привезли с собой семейные ценности, которые им удалось спасти от разграбления. Все это было пожертвовано монастырю и поэтому не могло быть изъято по приказу великого князя.

 

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием — началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок — 30 недель, то есть один строительный сезон. Разумеется, в столь важном деле, как пишет «Житие…», не обошлось без помощи Вышних Сил (упуская важный момент, на какие и чьи средства строились монастыри и храмы, и почему так быстро — наше прим.).

«Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа — тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество. Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Для собственной обители в церкви Евфросиния приобрела икону Божьей Матери (чудотворную Одигитрию Эфесскую). По преданию, её написал сам евангелист Лука.

По завершении строительства храма, Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители.

Следует понимать, что храмы того времени были не столько религиозными учреждениями в современном понимании, сколько домами культуры и образовательно-идеологическими центрами. Фактически в тех условиях не было координирующей роли центра в условиях отсутствия интернета, мобильной связи и низкой транспортной доступности. Поэтому в каждом конкретном месте были свои правила, и так продолжалось до никоновских реформ, когда на Русь пришло современное «окатоличенное» правоверие, которое позднее назвали православием.

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросинии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием — ковчегом, где хранились мощи святых угодников.

Крест Евфросинии Полоцкой имеет шестиконечную форму. По мнению богословов, такое решение является символом первобытного света. Шесть концов креста означают те шесть дней, в течение которых Бог сотворил мир. Украшали шедевр древнего ювелирного мастерства иллюстрации, касающиеся всей истории Нового Завета, а также древней церкви. Крест (смотрите фото) Евфросинии Полоцкой имел изображения Христа и Богородицы, Архангела Гавриила и Михаила, апостолов Павла и Петра, самой святой Евфросинии, а также Иоанна Предтечи. Украшали эту исторически значимую вещь драгоценные металлы и камни.

На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа и, одновременно, памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук — Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь. Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в годы Великой Отечественной войны.

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение.

Монастырь

На сегодняшний день в Свято-Евфросиниевском Полоцком монастыре находится точная копия реликвии, которая была выполнена в 1997 году брестским ювелиром-эмалировщиком Н. П. Кузьмичем.

Евфросиния Полоцкая считается основательницей не только женской обители. По её заказу был построен мужской монастырь, а при нём — церковь св. Богородицы.

Заметки на полях
Из «Жития» известно, что Евфросиния стала основательницей не только женского монастыря, но и мужского, расположенного рядом. Это кажется странным и уникальным событием, поскольку мужские обители обычно основывали либо князья, либо мужские представители духовного чина. Но, если вспомнить, что основание нового монастыря произошло во время гонений на полоцких князей, то становится ясным, что Евфросинии приходилось действовать в спешке, чтобы спасти своих близких от высылки из родных мест. Воспользовавшись тем, что в то время не существовало твёрдых правил по поводу основания обителей, она, на своей территории, основывает ещё и мужской Богородичный монастырь. Это позволяет её брату Вячеславу тут же в него постричься. Его дочери, Кирикия и Ольга, превращаются в инокинь Спасского монастыря Агафью и Евфимию. Возможно, с собой они тоже привозят семейные ценности, которые пополняют казну обоих монастырей.
Евфросиния могла опасаться, что Мстислав Великий ( Киевский князь — наше прим.) разгадает хитрость полоцких князей и конфискует монастырские ценности. Чтобы этого не произошло, она тут же начинает строительную деятельность. Стройка завершилась, как было сказано, в рекордно короткие сроки. Для полочан всё это выглядело как настоящее чудо. На самом деле Евфросиния торопилась поскорее потратить семейные средства, чтобы они не достались и новому полоцкому князю Изяславу Мстиславичу, сыну великого князя. Кроме того, ей, возможно, хотелось, чтобы родители увидели творение её рук до отправки в Византию. Наверняка в это время все уже знали о суровом наказании сыновей и внуков Всеслава Чародея и предстоящей разлуке с ними.

Впоследствии обе обители стали для Полоцкого княжества настоящими центрами образования. В открытых при них школах молодые люди учились письму и грамоте. Здесь работали библиотеки и мастерские по написанию книг, а также выполнялись иконописные и ювелирные работы. Сама Евфросиния Полоцкая создавала, а затем и записывала молитвы и проповеди. Но помимо своей просветительской деятельности монахиня была известна современникам как советчица, миротворец и справедливый судья.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела. Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая по старому стилю) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день в Беларуси считается Днём её памяти.

Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 году состоялось перезахоронение святой. Её останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. В 1910 году её мощи доставили в Полоцк.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Называя её просветительницей Полоцкой земли, ныне часто имеют в виду устройство школ, создание книгописных мастерских. В действительности все могло быть гораздо сложнее. Учитывая события происходившие в том время на Руси, могла ли внучка изменить делу своего деда? В условиях отсутствия не отредактированных церковью источников, можно предположить, что Евфросиния вполне могла встроиться в новую структуру для того, чтобы менять её изнутри, и христианская вера того времени, это совсем не та догматическая и мёртвая вера, которая известная нам сегодня после «никоновских» реформ. То есть Евфросиния в меру своего понимания могла искать путь для сохранения своего народа и земли в рамках действующих реалий столкновения Русской и Западной цивилизаций. А Полоцкая земля фактически лежала в самом эпицентре событий.

 

Источник: cont.ws




Понравилась статья? Поделись!

!!

Комментарии пользователей

HectorHep 2023-04-12 11:24:06


You mentioned this really well. i can t do my essay essay writers for hire free essay writer app

HectorHep 2023-04-11 15:48:04


Amazing loads of awesome advice. do my essay cheap a writer should revise an argumentative essay for ideas and write essay for me for free

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.