План таков: четыре месяца, 2 900 км пешком, столбик термометра порой опускается до -50 °C, маршрут — тот же самый, что унёс жизни британского полярного исследователя Роберта Скотта и его соратников больше столетия назад.

Да-да, Бен Сондерс и Тарка Л'Эрпиньер в эти выходные отправились к Южному полюсу. От хижины Скотта на острове Росса они пройдут по шельфовому леднику Росса, долинному леднику Бирдмора (одному из крупнейших в мире) и стылому Полярному плато.

Если всё завершится хорошо, эта экспедиция станет самым длинным пешим переходом в полярной истории без дополнительного обеспечения.
Команда Роберта Скотта разгружает корабль Terra Nova. (Фото Herbert Ponting, National Geographic.)

Конечно, со времён Скотта полярные путешествия сильно изменились. Начать с того, что сто лет назад не было защищённых от мороза ноутбуков, напитков для восстановления водно-солевого баланса и спутниковой связи. На самом деле сравнивать две экспедиции на Южный полюс очень интересно.

Диета

Пять человек, входивших в отряд Скотта, питались пеммиканом — смесью высушенной говядины с жиром, к которой добавлялась вода. Исследователи вычислили, что энергетическая ценность рациона, в который также входили мясо пони и галеты, была на 2–3 тыс. ккал меньше рекомендуемого ежедневного потребления в условиях чрезвычайно высоких физических нагрузок.

Ну а Сондерс и Л'Эрпиньер будут потреблять почти 6 тыс. ккал в день, а за всё путешествие съедят их целых 1,3 млн. Меню состоит в основном из продуктов, высушенных методом сублимации: на завтрак — овсянка и сливки, в качестве лёгкой закуски — энергетические и белковые батончики с горячими напитками для восстановления водно-солевого баланса и поддержания уровня углеводов, на ужин — карри из курицы с жировой добавкой.

Если разобраться, питание — главное, чем разнятся две экспедиции. «Мы много лет проверяли и «настраивали» диету, которая позволила бы нам пройти такое расстояние», — подчёркивает г-н Сондерс.

Йен Стоун, специалист по истории освоения полюсов из Полярного научно-исследовательского института им. Скотта в Кембридже (Великобритания), считает, что путешественников ждёт сущий ад. Только представьте: никто не поможет им на этом пути. Даже на американской станции «Амундсен — Скотт» на Южном полюсе им, по правилам, выбранным ими самими, нельзя будет выпить чашку чая перед отправкой в обратный путь.

Стоит отметить, что у Скотта были моторизованные и деревянные сани, а также пони и собаки. Кроме того, ему помогали: в экспедицию поначалу отправилось довольно много людей, которые взяли на себя часть груза, а затем вернулись, подчёркивает г-н Стоун.

Каждый из отряда Скотта тащил по 91 кг груза, а сани Сондерса и Л'Эрпинье взяли по 200 кг. Итак, с одной стороны — помощь высоких технологий, с другой — искусственно созданные трудности, которые как бы уравнивают обе экспедиции.

В стремлении как можно сильнее уменьшить ношу энтузиасты учли всё до мелочей: убрали ярлыки с одежды, заменили металлические пулеры молний на нейлоновые петли, срезали углы продпакетов, просверлили отверстия в ручках зубных щёток и т. д.

Лыжи

В данном случае используются модели, разработанные для горнолыжных соревнований. Они значительно легче, короче и крепче тех, на которых обычно ходят полярники. Нижняя сторона дополнительно обтянута нейлоном, дабы проще было тащить тяжёлый груз.

У отряда Скотта были обыкновенные деревянные лыжи. Точнее, у четырёх из пяти участников экспедиции. Г-н Стоун напоминает, что Генри Бауэрс, взятый в последний момент, отправился к Южному полюсу без них. С вершины ледника Бирдмора до Южного полюса и обратно бедняга протопал на своих двоих.

Впрочем, остальным было не намного легче, ибо никто из них не стоял уверенно на лыжах, в отличие от норвежского отряда Руаля Амундсена, который обогнал Скотта на четыре недели. К счастью, Сондерс и Л'Эрпиньер — тоже законченные лыжники.

Одежда

Сондерс и Л'Эрпиньер защищены высокотехнологичной экипировкой альпинистов, внешние ткани которой специально скроены для сухой Антарктиды. Поскольку вся вода там заморожена, нужда в непромокаемой мембране отпадает. В то же время чрезвычайно важно сделать одежду «дышащей», ведь даже при -45 °C тело вырабатывает очень много тепла, когда тащит 200-килограммовые сани.

И Скотта, и Амундсена снаряжала фирма Burberry. Первый заказал шерсть и хлопок, второй сделал ставку на естественный мех. «Взгляните на фотографии экспедиции Амундсена: они все очень пушистые, — говорит г-н Стоун. — И посмотрите на ребят Скотта: впечатление такое, будто они собрались подняться на английский холм».

Связь

Как только команда Скотта оказалась на Полярном плато, она осталась без средств сообщения. Историю рокового путешествия удалось восстановить только после того, как была найдена палатка, в которой умерли последние члены отряда, а в ней — дневник Скотта.

Сондерс и Л'Эрпиньер будут всегда на связи благодаря ноутбукам со спутниковым подключением, к тому же они намерены регулярно присылать фото и видео. Сверхлёгкие ноутбуки не имеют движущихся частей и могут неоднократно замерзать при -40 °C без вреда для себя. Вместо батареек — солнечные панели, которыми обложены сани и палатка. Вечером можно даже посмотреть предварительно загруженное кино. «У нас есть всё — от сериала "Во все тяжкие" до "Реальной любви", — хвастается г-н Сондерс. — Никогда не знаешь, каким будет настроение, так что пришлось всё предусмотреть».

Следить за продвижением смельчаков можно тут.


Подготовлено по материалам National Geographics.