Загрузка данных...

Тайны Кавказа

2018.01.30 13:49:59

Просмотров: 2663

Тайны Кавказа

С Кавказом связано много легенд, сказаний и удивительных находок, над которым ломают голову самые маститые археологи и историки.

Ноев ковчег

Наверное, это самая старая загадка Кавказа, ведь по Библии Ной причалил к горе Арарат, когда вода Всемирного потопа начала спадать. И получается, что все люди ведут происхождение от первых жителей Арарата. Много археологов мечтали исследовать гору, но власти Турции еще в 1974 году запретили обследовать склон, на котором лежит древний корабль. По свидетельству армянина Георгия Хагопяна ковчег, сделанный из крепкого дерева гофер, до сих пор находится на горе. Якобы в 1905 году Георгий, будучи восьмилетним ребенком, вместе дедушкой нашел ковчег и даже побывал внутри него. В 1939 году американский журнал «Новый Эдем» опубликовал воспоминания русского летчика Владимира Росковицкого, который видел ковчег с самолета в 1916 году. Более того, якобы русский царь даже снарядил на Арарат экспедицию, которая побывала в ковчеге, но все ее результаты и фотографии сгорели в огне революции. Последними видели ковчег Ноя китайцы: якобы в 2009 году они поднялись на гору, нашли ковчег во льдах, побывали в нем и даже взяли пробы, которые показали, что древесине 4800 лет. Ученые считают видео- и фотосъмеки китайцев фальшивкой. Но даже если это и так, то ковчег все равно должен находится где-то там, на вершине запретного Арарата.

Колхида

На западе Кавказских гор, на территории Абхазии, Грузии и Турции находилось прекрасное царство Колхида, населенное колхами. В этих краях стоял легендарный полис Диоскуриада и был огромный город варваров, в котором родилась мифическая Медея. Именно сюда приезжал глава аргонавтов Ясон за золотым руном. Это греческие мифы приковали цепями титана Прометея к великому Казбеку в «горах Скифии» и это его «кровь сочится на скалы Кавказа». Абхазская легенда гласит: «На самой на вершине Эльбруса открыта ужасная пропасть, из которой доносятся стенания — там прикован великан. Борода у великана до ног, все тело поросло седыми волосами, на руках и ногах тяжелая цепь».

Великая абхазская стена

На Кавказе стоит грандиозная Келасурская стена. Ее длина составляет 160 километров. Стена древняя, частично лежит в руинах, но ее все еще можно увидеть на территории Абхазии. На стене находится около трехсот башен высотой до 12 метров. От кого или от чего защищались построившие стену народы, неясно. Одни считают, что стену построил в XVII веке князь Мегрелии Леван II Дадиани для защиты от абхазов, другие — что ее в древности воздвигли греки, защищаясь от местных народов, третьи считают, что стену возвели византийцы для защиты от мингрельцев (грузин).

Дольмены

Кавказские дольмены, наверное, самая мистическая загадка Кавказских гор. Ни одни другие артефакты не вызывают такого шквала догадок и предположений, как эти мегалиты. Официально это гробницы. Например, недалеко от поселка Шепси был найден дольмен, в котором находился круглый шар и останки человека, похороненного за тысячу лет до того, как жил фараон Хеопс. Обычно дольмены датируют 3-2 веками до н.э. Встретить их можно в горных районах Краснодарского края, в Адыгее, возле Очамчира в Абхазии и в долине реки Лабы. Найдено больше 3 000 дольменов, но изучено не больше 6% сооружений. Считается, что культура доменов пришла с территории древней Испании или даже северной Африки. Дольмены на Кавказе разные — одни сделаны из огромных каменных плит, другие – выдолблены в скале. Некоторые даже имеют свои имена: Хан, Нежность, Тор.

Источник молодости

Эта легенда появилась на Кавказе неслучайно, ведь именно здесь так много исцеляющих источников. Легенда повествует о том, что где-то там, далеко в горах есть источник вечной юности. Многие герои искали ее, но если и не нашли, то не сказали. А многие просто не вернулись — ведь с водой, дарующей молодость, так легко переборщить. Выпил лишнего — и стал младенцем, который уже ничего никому не расскажет.

Загадка Эль-Тюбю

«Город мертвых» – так называют кладбище у села Эль-Тюбю в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии. А еще это место называют «Гнездо вечной молодости». Наземные склепы похожи на маленькие дома. Принято считать, что строить их стали примерно в XIII веке. С кладбищем связано много преданий. Одно гласит, что во время раскопок здесь были найдены останки двух великанов, охранявших долину (рост мужчин составлял чуть больше двух метров, что в древние времена было редкостью). Остается вопрос — кого же они охраняли? Легенды гласят, что само село славится долгожителями, и якобы связано это с тем, что стоит она на вершине огромной скрытой пирамиды.

Башни Сванетии

Еще одна загадка Кавказа — это башни Сванетии (Грузия). Башни можно видеть во многих селах. Непонятно одно — какую роль они выполняли. Известно, что строились они с VIII по XIII век, потом их прекратили возводить. Сванские башни имеют три этажа: первый монолитен, второй имеет вход, к которому ведет деревянная лестница. Стены вертикальны, а крыша украшена зубцами. Каждая башня имеет только одно узкое окно, и обращено оно на юг. Очаг либо печь отсутствуют. Назначение их неясно до сих пор: обороняться в них затруднительно, от лавин они не защищают. Нынешнее население часто использует их как хранилища.

Хижина бога

Языческое святилище Реком, расположенное в Цейском ущелье

Впрочем, даже местное население не может с уверенностью ответить на вопрос о назначении дольменов. На Кавказе есть другие древние памятники, пользующиеся почитанием. Например, языческое святилище Реком, расположенное в Цейском ущелье. Здесь издавна поклонялись и приносили жертвы богу Уастырджи, покровителю мужчин. Женщин сюда, как правило, не допускали.

Рубленый дом из сосновых бревен сложен без единого гвоздя, традиционным для древности способом – обло (каждое следующее бревно подгонялось под выемку в предыдущем). На крыше высятся декоративные навершия с языческой символикой. Внутри на стене – полка с черепами жертвенных животных: оленей, баранов, туров. Тут же установлена деревянная чаша с монетами и бумажными деньгами.

Предание гласит, что Уастырджи решил возвести для осетин святилище из «вечного дерева» – лиственницы. Она же росла на другом конце горного хребта. Тогда бог приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. Рассказывают, что те сами падали в повозки. А по прибытии на место повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб.

Осетинские воины когда-то оставляли в святилище сломанные стрелы и наконечники, в медных котлах варилось пиво для праздничных застолий и чествования горных духов. Перед сражением воины исполняли обряд братания – ломали две стрелы, после чего становились братьями по крови.

Считалось, что личная вещь, оставленная в Рекоме, принесет ее владельцу благосклонность богов. Эта традиция сохранилась и поныне. В наши дни святое место посещают обычно в большие осетинские праздники, например, в день рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн. А молодые люди поднимаются к Рекому перед уходом в армию. Говорят, исполняется многое из загаданного.

К сожалению, в 1995 году древнее строение сгорело от удара молнии. Пошли разговоры, что это неспроста: современное поколение забыло своих богов и духов и погрязло в грехах.

Команда энтузиастов взялась за восстановление святилища по сохранившимся чертежам. Перед началом строительства держали пост целую неделю, а каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была соблюдена, правда, возводить строение пришлось из сосны – лиственница в горах сегодня почти не встречается.

И поныне, чтобы смягчить гнев Уастырджи, осетины ежегодно в июне проводят в районе святилища праздник, посвященный этому божеству. Варят пиво, закалывают жертвенных животных, веселятся и состязаются в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. А жрецы, назначаемые от каждого села, обходят ряды паломников и собирают подношения.

Исследователи спорят о датировке памятника. Некоторые относят его к кобанской культуре, существовавшей примерно за тысячу лет до нашей эры. Но по данным лихенометрического анализа (т.е. определения возраста по величине пятен лишайников на каменных глыбах или деревянных срубах), Реком не мог быть построен раньше XII века.

Эльбрусский Прометей

Эльбрус же славится тем, что там обитает не кто иной, как знаменитый древнегреческий бог Прометей. Как такое возможно?

Название горы происходит от персидского «Альборз», которое упоминается еще в священной Авесте. Некоторые исследователи также считают, что это и есть гора Алатырь из русской сакральной традиции, «богатырь-гора». Только древние называли ее на свой лад – Алатавр, а «тавр», как известно, по-гречески «бык». Бык же для славянских язычников символизировал бога Велеса. Племена славян-русов верили, что Алатырь-гора – это алтарь у трона Всевышнего. А на склонах ее расположены земной рай и ад (по-славянски – Ирий и Пекло). Кстати, Эльбрус соответствует описанию горы, у подножия которой, по преданию, князь Кий, сын Ария (прародителя арийцев) и внук солнечного бога Яра, заложил древний град Киев (Кияр), еще до «матери городов русских». В славянских мифах Кияр – это святой град, духовная столица мира, нечто вроде гималайской Шамбалы.

На той же горе, по поверьям, был распят Огнебог (подаривший людям огонь). Русы называли его Велесом, Симарглом и Финистом, иранцы – Огнеперым Симургом, индийцы – Агни Промати («тот, кто греет»), а древние греки – Прометеем. Но наиболее распространена легенда о боге, являющемся в обличье огромной птицы (у славян это Финист − Ясный Сокол, хорошо знакомый нам по русским народным сказкам, у персов – божественная птица Симург). Что касается Прометея, то Эсхил сообщает, что этот титан был прикован к скале в горах Скифии. А Цицерон приписывает герою слова о том, что его кровь сочится «на скалы Кавказа».

Имеет ли Эльбрус отношение к греческой мифологии, судить трудно. Однако в 1838 году русский историк В.В. Пассек писал в «Очерках России»: «Почти все наши горские народы верят в горных духов. Абхазцы рассказывают, что на вершине горы Эльбрус есть страшная пропасть, в которой раздаются стоны и слышны звуки цепей; там лежит прикованный великан…» А специалист по истории Кавказа Н. Дубровин опубликовал исследование, сделанное по фольклорным записям. В нем говорится: «На высокой снеговой горе, на самой ее вершине, есть громадный шарообразный камень, на котором сидит старик с длинною до ног бородою, все тело его обросло седыми волосами, ногти на ногах и руках очень длинны и похожи на орлиные когти. Красные глаза его горят как раскаленные угли. На шее, посредине тела, на руках и ногах тяжелая цепь, которою прикован он с незапамятных времен…»

Существует и другое предание – о герое Само, прародителе кавказских народов, победившем чудовище Заххака. Вспомним еще один греческий миф – о Тесее и Минотавре. Снова «тавр»!

В наши дни гора примечательна тем, что вокруг нее постоянно кружат тарелки. Так, в период с 18 по 22 февраля 1989 года множество людей наблюдали светящиеся объекты различной формы, поднимавшиеся с Эльбруса. Заведующий лабораторией электродинамики Кабардино-Балкарского государственного университета В.И. Алтухов даже выдвинул версию, что на горе находится одна из «баз НЛО». Предпринимались попытки отыскать места посадок, но пока все они остались безуспешными. 

Источник:  https://cont.ws




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.