Загрузка данных...

Аутизм: инструкция по общению с "особыми" детьми

2017.09.18 11:38:57

Просмотров: 3628

Аутизм: инструкция по общению с

Наш ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом. Я узнала об этом случайно, когда малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего, сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.

Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал: "Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение".

"Я не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе".

После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том,  что я могу рассказать своему сыну  для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.

Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы,  я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом. 

Пройти бесплатный тест на "гиперактивность Вашего ребенка" или заказать консультацию детского психиатра

Либо позвоните на номер 8-950-808-48-18, детский врач-психиатр, Свиридов Павел Николаевич.

К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту.
ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать -
 сбить этот мерзкий шаблон.

В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей,  сыну важнее оказался ответ на вопрос: "Почему?"

Ответ:   «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это  навык общения  с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий»  (да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)

Ребенок: «Ух, ты! Значит,  у них просто другая прошивка! »

Я: «Да, что-то вроде того».

Что мы получили?  Снят негатив.  Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации. 

Теперь можно подавать следующий тезис:  "Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться."

Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать  существенно больше усилий Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.

Аутизм: инструкция по общению с "особыми" детьми

После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто "не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами).  И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.

После всего этого ребенок окончательно переключился в режим:  "Я готов помочь".  

Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом:

1. Проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь.  И давать аутисту возможность отказаться.

Т.е. не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»

2.   Четко объяснять  правила игры  и не менять их в процессе.  Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.

3.  Такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом.  Тут просто не мешай.  Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.

Аутизм: инструкция по общению с "особыми" детьми


4. Такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство.  Эта формулировка, конечно,  требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство.  В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому, тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".

5.  Помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и  уставать от общения они могут намного быстрее.  Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь. 

6. Важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом.  Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?" и добавить, что  аутисту  намного сложнее изменить свое впечатление об окружающих.

Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения.

Источник:  econet.ru




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.