Любуйтесь...
Первый Царскосельский вокзал
в Санкт-Петербурге (1837-1851)
Предвидя большую популярность Царскосельской железной дороги у петербуржцев, Герстнер предусмотрел, чтобы будущая станция не была стеснена размерами. Первый вокзал, по его замыслу, должен быть расположен как можно ближе к границе города. В то время она проходила по реке Фонтанке. Самым подходящим местом для устройства вокзала Герстнеру показалась территория, расположенная в 370 метрах от Обуховского моста, на левом берегу Фонтанки.
Предполагалось, что это будет обширное каменное здание с высокой башней и большими часами иа нём, а рядом — паровозные и вагонные сараи, мастерские для ремонта экипажем (так первое время называли вагоны), склад топлива и сооружения для водоснабжения. Ночью четыре циферблата должны были освещаться газом. Часы для петербургской, царскосельской и павловской станций были заказаны в Англии.
Представители компании не раз сталкивались с большими трудностями при переговорах с владельцами частных огородов о покупке их земель. Еще хуже обстояли дела с приглянувшейся Герстнеру территорией у Фонтанки. Вся эта земля принадлежала частному лицу, на ней располагались деревянные бани и склад камня. Хотя обществу были даны особые права на приобретение этого участка, переговоры затягивались. Кончилось тем, что к середине лета железнодорожная компания уже не имела достаточно средств на приобретение земли для строительства станции. Становилось ясно, что построить здание станции, предусмотренное проектом, будет практически невозможно.
Но выход нашелся. Правительство продало компании за умеренную сумму участок земли, расположенный между каменными корпусами казарм лейб-гвардии Семеновского полка и старой деревянной Введенской церковью, находившейся недалеко от набережной Введенского канала (в 1967 году засыпан, с 1980-го — улица Введенского канала), проходивший от Обводного канала до Фонтанки. Первоначальный временный вокзал находился примерно на том месте, где сейчас расположен наземный вестибюль станции метро «Пушкинская».
Здесь, на Семеновском плацу, примерно в 70 метрах от Введенского канала, 9 августа
1837
года и началось сооружение временного здания станции, рядом с которым возводились паровозные сараи и мастерские. Расположение её оказалось более удобным, поскольку трасса не пересекала Загородный проспект. Путь в одну колею должен был, таким образом, пройти от первой станции вдоль набережной Введенского канала до Обводного, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремлялся прямо в юго-восточном направлении.
Строительство здания было закончено к концу сентября, когда начались катания публики по небольшому, протянувшемуся вдоль Введенского канала участку Царскосельской дороги от Петербурга до 6-го километра.
Первый петербургский вокзал (архитектор неизвестен), появившийся на Загородном проспекте в 1837 году, — двухэтажное деревянное здание, «по образцу заграничных». Чертежи и рисунки до нас не дошли. Но известен по сохранившимся архивным материалам его план. Здание состояло из двух частей: 16-метровый боковой фасад был обращен к Загородному проспекту, от второй части здания, длиной около семидесяти метров, отходила 100-метровая открытая платформа, с примыкающими к зданию служебными помещениями. В первом этаже станции находились залы ожидания и кассы, а на втором размещались правление дороги и зал, где проводили свои заседания акционеры.
О пассажирах позаботились в духе того времени. Чтобы скрасить время ожидания поездов, у станционных часов установили ручную шарманку, на которой исполнялись модные музыкальные пьесы. Площадь перед станцией (Введенская, или Церковная, ныне Витебская) имела весьма унылый и неприглядный вид, лишь небольшим зеленым оазисом выделялась березовая рощица за оградой полковой церкви.
«Санкт-Петербургские ведомости» так откликнулись на появление первого вокзала:
«<...> железная дорога находится там, где Гороховая, опустев, примыкает к однообраэным казармам, там, где вы проезжаете в дорожной карете в Москву или летом в Царское Село, где поутру и вечером по барабану и веселой музыке строятся, проходят, стреляют гвардейские полки — далеко за Обуховским мостом, подле церкви Лейб-гвардии Семеновского полка. Из временного деревянного строения выбегают рельсы или шины, пролегают вдоль по Введенскому каналу и Семеновскому плацу до Обводного канала».
30 октября
1837
года состоялось торжественное открытие железной дороги и она сразу стала достопримечательностью — толпы народа приходили посмотреть на прибывающий паровоз и испуганно затыкали уши, услышав его свист.
Весной
1838
года на очередном ежегодном собрании акционеров было высказано предложение оставить Царскосельскую станцию на Загородном проспекте в ее тогдашнем виде, хотя Герстнер еще до отъезда из России полагал, что Санкт-Петербургскую станцию лучше перенести с Семеновского плаца, мотивируя свои соображения тем, что на новой площадке (около слияния Фонтанки и Введенского канала) можно будет построить более длинную платформу. Через год железнодорожная компания окончательно отказалась от приобретения участка у Фонтанки и строительства там новой станции в связи с затруднениями материального свойства.
Однако в
1843
году Общество царскосельской железной дороги приобрело у Кабинета Императорского двора участок по набережной Введенского канала. По-видимому, строительные работы там какое-то время не велись. В том же
1843
году, впрочем, был разобран старый полковой храм, оказавшийся перед станцией Царскосельской железной дороги.
Первая станция прослужила 12 лет.