Загрузка данных...

Витебский (Царскосельский) вокзал: сегодня и тогда

2017.05.12 17:09:09

Просмотров: 2583

Витебский (Царскосельский) вокзал: сегодня и тогда

Витебский вокзал (Царскосельский, Детскосельский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Витебский, один из пяти действующих ж/д вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования. 

Расположен по адресу: СПб, Загородный проспект, 52.

Любуйтесь...


















15 апреля  1836  года Николай I подписал указ о строительстве  железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села . Дорогу начали строить 1 мая  1836  года под руководством выдающегося чешского и австрийского инженера, профессора Венского политехнического инс титута  Франца фон Герстнера .

Первый Царскосельский вокзал  в Санкт-Петербурге (1837-1851)

Предвидя большую популярность Царскосельской железной дороги у петербуржцев, Герстнер предусмотрел, чтобы будущая станция не была стеснена размерами. Первый вокзал, по его замыслу, должен быть расположен как можно ближе к границе города. В то время она проходила по реке Фонтанке. Самым подходящим местом для устройства вокзала Герстнеру показалась территория, расположенная в 370 метрах от Обуховского моста, на левом берегу Фонтанки.

Предполагалось, что это будет обширное каменное здание с высокой башней и большими часами иа нём, а рядом — паровозные и вагонные сараи, мастерские для ремонта экипажем (так первое время называли вагоны), склад топлива и сооружения для водоснабжения. Ночью четыре циферблата должны были освещаться газом. Часы для петербургской, царскосельской и павловской станций были заказаны в Англии.

Представители компании не раз сталкивались с большими трудностями при переговорах с владельцами частных огородов о покупке их земель. Еще хуже обстояли дела с приглянувшейся Герстнеру территорией у Фонтанки. Вся эта земля принадлежала частному лицу, на ней располагались деревянные бани и склад камня. Хотя обществу были даны особые права на приобретение этого участка, переговоры затягивались. Кончилось тем, что к середине лета железнодорожная компания уже не имела достаточно средств на приобретение земли для строительства станции. Становилось ясно, что построить здание станции, предусмотренное проектом, будет практически невозможно.

Но выход нашелся. Правительство продало компании за умеренную сумму уча­сток земли, расположенный между каменными корпусами казарм лейб-гвардии Се­меновского полка и старой деревянной Введенской церковью, находившейся неда­леко от набережной Введенского канала (в 1967 году засыпан, с 1980-го — улица Введенского канала), проходивший от Обводного канала до Фонтанки. Первоначальный временный вокзал нахо­дился примерно на том месте, где сейчас расположен наземный вестибюль станции метро «Пушкинская».

Здесь, на Семеновском плацу, примерно в 70 метрах от Введен­ского канала, 9 августа  1837  года и началось сооружение временного здания стан­ции, рядом с которым возводились паровозные сараи и мастерские. Расположение её оказалось более удобным, поскольку трасса не пересекала Загородный проспект. Путь в одну колею должен был, таким образом, пройти от первой станции вдоль набережной Введенского канала до Обводного, за которым находился единствен­ный на дороге поворот, и далее устремлялся прямо в юго-восточном направлении.

Строительство здания было закончено к концу сентября, когда начались катания публики по небольшому, протянувшемуся вдоль Введенского канала участку Царско­сельской дороги от Петербурга до 6-го километра. 

Первый петербургский вокзал (архитектор неизвестен), появившийся на Загородном проспекте в 1837 году, — двухэтажное деревянное здание, «по образцу загранич­ных». Чертежи и рисунки до нас не дошли. Но известен по сохранившимся архивным материалам его план. Здание состояло из двух частей: 16-метровый боковой фасад был обращен к За­городному проспекту, от второй части здания, длиной около семидесяти метров, от­ходила 100-метровая открытая платформа, с примыкающими к зданию служебными помещениями. В первом этаже станции находились залы ожидания и кассы, а на втором разме­щались правление дороги и зал, где проводили свои заседания акционеры.

О пассажирах позаботились в духе того времени. Чтобы скрасить время ожида­ния поездов, у станционных часов установили ручную шарманку, на которой испол­нялись модные музыкальные пьесы. Площадь перед станцией (Введенская, или Церковная, ныне Витебская) имела весьма унылый и неприглядный вид, лишь не­большим зеленым оазисом выделялась березовая рощица за оградой полковой церкви.

«Санкт-Петербургские ведомости» так откликнулись на появление первого вокза­ла:  «<...> железная дорога находится там, где Гороховая, опустев, примыкает к однообраэным казармам, там, где вы проез­жаете в дорожной карете в Москву или летом в Царское Село, где поутру и вече­ром по барабану и веселой музыке строятся, проходят, стреляют гвардейские полки — далеко за Обуховским мостом, подле церк­ви Лейб-гвардии Семеновского полка. Из временного деревянного строения выбегают рельсы или шины, пролегают вдоль по Введенскому каналу и Семенов­скому плацу до Обводного канала».

30 октября  1837  года состоялось торжественное открытие железной дороги и она сразу стала достопримечательностью — толпы народа приходили посмотреть на прибывающий паровоз и испуганно затыкали уши,  услышав его свист. 

Весной  1838  года на очередном ежегодном собрании акционеров было высказа­но предложение оставить Царскосельскую станцию на Загородном проспекте в ее тогдашнем виде, хотя Герстнер еще до отъезда из России полагал, что Санкт-Пе­тербургскую станцию лучше перенести с Семеновского плаца, мотивируя свои сооб­ражения тем, что на новой площадке (около слияния Фонтанки и Введенского канала) можно будет построить более длинную платформу. Через год железнодорожная компания окончательно отказалась от приобретения участка у Фонтанки и строи­тельства там новой станции в связи с затруднениями материального свойства.

Одна­ко в  1843  году Общество царскосельской железной дороги приобрело у Кабинета Императорского двора участок по набережной Введенского канала. По-видимому, строительные работы там какое-то время не велись. В том же  1843  году, впрочем, был разобран старый полковой храм, оказавшийся перед станцией Царскосельской железной дороги. 

Первая станция прослужила 12 лет.




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.