Загрузка данных...

Тайны древних ювелиров: серьги из Феодосии

2017.04.26 13:21:15

Просмотров: 2552

Тайны древних ювелиров: серьги из Феодосии

Диковинки древности подчас ставят перед исследователями такие загадки, которые современная наука спешит объявить нерешаемыми.
Всем, наверное, известен знаменитый экспонат Эрмитажа – золотые серьги с золотой зернью, которую можно различить только с увеличением. Изделие датируется IV в. до н.э.

Эти «золотые серьги филигранной работы, найденные во время раскопок в 1853 году в одном из курганов на окраине Феодосии, являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени необычайно высокого уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток… Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами» . 
Сколько ни пытались ювелиры повторить этот результат – у них ничего не получалось. Мельчайшее зерно плавилось при нагреве. Попытки прекратились, искусство древних греков было признано непревзойденным.

Так каким же образом сумели в IV в. до н.э. выполнить то, что не удалось повторить в ХХ в.? 
В книге Альтшуллера «Алгоритм изобретения» в случае проблем с регулировкой и контролем температуры советуют использовать фазовый переход. Фазовый переход, как плавление, здесь вряд ли приемлем. Но металл может становиться жидким еще в одном случае – в амальгаме, сплаве со ртутью. Попробуйте представить себе такой вариант: мельчайшие шарики золота (получить их несложно, достаточно расплавить коротко нарубленную тонкую проволоку на несмачиваемой поверхности, например, древесном угле) на короткое время погружаются в ртуть. На поверхности формируется тонкий слой амальгамы. Ртутью натирается и подложка, на которую наносится зернь. Зернами выкладывается нужный рисунок, после чего вся композиция нагревается до температуры, которая ниже плавления золота, но достаточна для удаления (испарения) ртути из амальгамы. Золотая зернь накрепко соединяется между собой и с подложкой. Подобная технология испарения ртути из золотой амальгамы (огневое золочение) – наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы "из сплава золота с ртутью" и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы с амальгамой требуют строго соблюдения мер безопасности, так как можно получить тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг. от действия паров ртути погибло 60 рабочих. 

Неудивительно, что технология афинских мастеров была утеряна на многие века. Ведь мастера неукоснительно хранили свои секреты, а смерть настигала таких умельцев так же неумолимо, как двумя тысячами лет позже – питерских позолотчиков.

Владимир Репин

Источник:  http://www.proza.ru




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.