Загрузка данных...

Павловопосадские платки. Ручная набойка: Женскому полу и иным интересующимся

2017.01.25 13:47:53

Просмотров: 2736

Павловопосадские платки. Ручная набойка: Женскому полу и иным интересующимся

В одной из сегодняшних тем, промелькнуло упоминание о павловопосадских шалях. Поскольку я очень часто бываю у своей родни в г. Павловский Посад и не по наслышке знаю данную тему (даже оформлял тамошний фирменный магазин "Павловопосадские шали"  :kolobok_redface:  , решил немного отписаться о чем слышал/знаю.
gallery_5360_607_100826.jpg

gallery_5360_607_56040.jpg

Платки начали в Павловском Посаде делать в первой половине 19 века. К середине века, кустарные предприятия объединялись/поглощались и достигли уровня фабрик с числом работников за тысячу. До советских времен (до 1917), из тех, кто специализируется на платках,дожила самая большая и авторитетная, заложенная еще купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым в начале 1860-х годов.
gallery_5360_607_139493.jpg

    По Грязнову Василию Ивановичу много противоречивой информации. Известно, что он уроженейц местной деревни (Евсеево), в подростковом возрасте пропал. По прошествию значительного времени, появился человек называющий себя именем Василия Грязнова, скопец (!!!) и при больших деньгах. Подтверждающих это людей вроде не нашлось по прошествию длительного времени.
Данный Грязнов был заподозрен как скрывающийся под его личиной бандит и шиш, наводящий страх на купцов от Москвы до Владимира, внезапно исчезнувший - Василий Чуркин. Грязнову был устроен допрос с пристрастием, однако вмешательство влиятельного купца Лабзина спустило дело на тормоза. За благотворительную деятельность, за аскетическую жизнь  и за подтвержденные (неоднократно) явления ЧУДА в делах, по прошествии времени был канонизирован как местночтимый Святой Василий Посадский.
gallery_5360_607_47934.jpg

   Платки изготовляли из шерсти с добавлением иных материалов. Знаменитый орнамент павловопосадского платка представляет собой главную фигуру (не обязательно в центре   :)  ) - розу. Ей сопутствуют зелень (листья, бутончики), полевые цветы, а так же восточные (персидские) огурцы - заимствованные скорее всего с иранского орнамента восточных шалей.  Поле изначально не было белым, т.к. белый цвет было тяжело достичь по старым технологиям. Поле имело кремовый или черный цвет. Цвета набивались деревянными штампами - "цвЕтками" и до 200 оттисков на платок. Малейший сдвиг / непопадание в контур - портил всю работу. Сейчас старинные "цвЕтки", а тем более "контурА", даже отработанные и стертые - на вес золота. А раньше ими печь растапливали, говорят.

  Сегодня шалей ручной набивки нет в продаже - все что лежит, даже в фирменных магазинах - машинопечать. У многих старожил, в Павловском Посаде, сохранились по домам коллекции старинных (старых) шалей - "гОрки" (т.к. стопочкой складывались).

gallery_5360_607_33752.jpg

Шали хоть и были не дешевые, но доступ всегда  имелся -  "несунов", в советское время отработано отправляли на  четыре года, но они не переводились  :) .  Так что если задаться целью, можно найти вполне довоенную шаль. Их отличие от современных  - большой вес и рисунок погрубее, как правило с едва заметными сдвигами "цвЕток" при ручной печати. 
Обвязка на старых павловопосадских платках густая, многокистевая. Работали мастерицы из ближайших деревень в ручную - надомный промысел, по 15 коп за большую шаль. Современные кисти более утонченные и изящные, но вязка мелкая и кисти тоже достаточно частые. 

gallery_5360_607_2763.jpg

"...Павловопосадские платки, а также их подделки, часто можно встретить в разных туристических городах. Мне приходилось видеть обширную торговлю платками, похожими на павловские, в Сергиевом Посаде, в Иваново, Дивеево и многих других местах. Случалось и поговорить немного с торговцами, которые объясняли, что платки именно павловские, но делают их в Клину, в Воронеже, в Киргизии. «Киргизские» наиболее восточные по рисунку, отличаются простотой и яркостью красок, обилием ярких желтых и красных цветов. А вот «клинские» и «воронежские» в самом деле здорово похожи на посадские, но сильно отличаются качеством материи. Массовый покупатель, пожалуй, никакой разницы не разберет. Ну а так сходу отличить смогут, наверное, только павловопосадцы, не говоря уже о тех, кто имел или имеет отношение к их производству..." Екатерина Жукова

Собчак явно в шали имитирующей павловопосадскую
gallery_5360_607_19595.jpg

    Фабрика павловопосадских платков - " Платочная мануфактура" - 100% частное предприятие с 90-х годов. Наверное, это правильно. В городе много текстильных предприятий, но выжило в более менее промышленном масштабе - она одна.
    На современной фабрики очень сильный художественный цех. Надо отметить, что преемственность мастеров художественной росписи в Павловском Посаде  достаточно неплохо налажена.

gallery_5360_607_39288.jpg

Патриархальный город по прежнему силен  родственно-кумовскими связями и проекциями. И в данном случае, это работает на пользу - сохранение/неразмытие художественной традиции. Великие старые мастера Злата Ольшанская, Виктор Зубрицкий предали знания следующему покалению, а те обучают наступающее. В городе существует авторитетная художественная детская школа с четырехлетним  подготовительным (!!!) обучением и жесточайшим отбором в последующий первый класс. Следующее обучение в четыре класса - и лишь редкие единицы, 2- 4  (из пробившихся единиц на четырехлетние обучение) выпуска получают право перейти в пятый класс с практикой на фабрике.  gallery_5360_607_47299.jpg

Фирменный магазин открыт всегда. часы работы не помню, но долго, а вот выходной у него всего один в году- 1 января. Продавцы достаточно компетентны и дружелюбны, хотя постоянно запарены. Консультируют без отказов. Я приезжал со старой шалью, так они мне ее "разобрали по полочкам" (оказалась не павловопосадская).
gallery_5360_607_140843.jpg

Также в городе работает Музей Павлово-Посадского платка. Интересный.
gallery_5360_607_37451.jpg

Вообще, по поводу "ложноклассических" шалей, у павловопосадцев (кто занимается) глаз "набит". Поездка с ними (с девушкой) в московском метрополитене зимой превращается в бесконечное: "смотри - это левая фигня, а это тоже лажа... А вот-вот пошла! Смотри: наша! Автор такая то..."
Кстати, настоящая павловопосадская шерстяная шаль достаточно теплая. На днях я приезжал в город со знакомой из Самары, естественно, зашли в магазин. Она пожаловалась, что её недостаточно теплая. Продавцы взглянув сразу отметили - "не наша". И принесли свою со схожим принтом (рисунком), который похоже и был срисовыван. Та, конечно теплее.
Сейчас, видел и шелковые платки, летние продают.


Источник:  http://ursa-tm.ru/forum




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.