Загрузка данных...

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 13

2013.10.14 10:14:52

Просмотров: 7710

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 13

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 13 

Морфологический разбор с комментариями. Склонение и употребление числительных. Числительные в составе сложных слов

 

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу  "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю" . Сегодня разговор пойдет об именах числительных. Для успешной сдачи ЕГЭ важно хорошо владеть этой темой.

Занятие 14.  Имя числительное. Морфологический разбор с комментариями. Склонение и употребление числительных. Числительные в составе сложных слов

I. Имя числительное обозначает количество предметов, их число, порядок при счёте, например,  два (года), первый (день) одна вторая (числа), трое (друзей) . Отвечает в предложении на вопросы  сколько?, какой? (который?), какая? (которая?), какое? (которое?), какие? (которые?) , которые ставятся от существительных, глаголов, числительных:

Давайте вычтем  (из чего?)  из пяти  (сколько?)  три .

В классе появился десятый  (--- какой? который?)  ученик .

Морфологический разбор имени числительного.

1. Лексико-грамматический разряд: количественное, порядковое, собирательное.

2. Разряд по составу: простое, сложное, составное.

3. Грамматическая форма: значение рода, числа, падежа.

Комментарии к морфологическому разбору

1. Выделение числительных представляет определённые сложности из-за грамматической разнородности.

Большинство  количественных  числительных, отвечающих на вопрос  сколько? (два, одна вторая, полторы) , представляют особый разряд слов из-за отсутствия числа и неизменяемости по падежам. Кроме того, за единичными исключениями ( один, одна, одно; два, две; полтора, полторы ) количественные числительные не имеют родовых отличий.

Количественные числительные не имеют и формы числа - лишь числительные  один  и тысяча  сохраняют следы этой категории.

Слово  один  часто вообще перестаёт быть числительным, а приобретает значение неопределённого местоимения или частицы.

В разговорной речи числительному  один  синонимично числительное  раз , которое в свою очередь может превратиться в союз (синонимичный книжному  если  и разговорному коль ).

Количественные числительные подразделяются на собственно количественные и дробные . В разговорной речи возможна замена дробных числительных соответствующими словами - тоже числительными, доставшимися нам от предков. Так, одна вторая  заменяется словом  половина одна четвёртая  -  четверть одна третья  - треть . При обозначении половины какого-либо предмета или количества слово половина  в виде  пол-  присоединяется к соответствующему существительному.

Кроме того, к количественным числительным следует отнести неопределённо-количественные слова  мало, много  и т. п., а также существительные  бездна, тьма, уйма и т. п. в определённом контексте. (Помните, что определять часть речи нужно только на базе предложения.) Сравните:

1)  Мне пришлось сегодня  много  ходить  (наречие:  ходить как? много , можно заменить наречием  долго ). -  У меня  много  друзей  (числительное:  друзей сколько? много , можно заменить числительным:  пять, десять  и т. п.).

2)  Перед путешественниками разверзлась бездна  (существительное: можно заменить синонимом  пропасть ). -  Бездна  забот свалилась на мои плечи  (числительное:  забот сколько? бездна , можно заменить числительным:  десять, двадцать  и т. п.).

Порядковые  числительные, отвечающие на вопрос  какой?  в различных грамматических формах ( первый, двадцать пятый, пятимиллионный ), образуются от соответствующих количественных. Грамматически они типичные имена прилагательные из-за синтаксической зависимости от имени существительного и согласования с ним в роде, числе и падеже. Ср.:

Работу начну с нов ого  дня - Работу начну с перв ого  дня.

Следовательно, у порядковых числительных есть значение рода, числа и падежа.

Собирательные  числительные отвечают на вопрос  сколько? (пятеро, трое)  и тесно связаны с количественными, поскольку обозначают количество предметов в их совокупности:  пять ребят - пятеро ребят . К собирательным числительным относятся также слова  оба и обе . Собирательные числительные не имеют числа и изменяются по падежам.

2. По составу все числительные делятся на:

простые, состоящие из одной основы:  три, тысячный ;

сложные, имеющие две основы и образованные из простых:  пятьдесят, двухсотый, восьмеро ;

составные, образованные сочетанием простых или сложных числительных:  две тысячи пятьсот семь, четыре шестых .

Задание.  Прочитайте приводимые попарно предложения. Определите, в каком предложении выделенное слово - имя числительное, а в каком сходная с ним другая часть речи (существительное, сложное прилагательное, наречие, местоимение). Для этого используйте вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому и формы словоизменения зависимых слов.

1. Я пошла в магазин и купила  десять  яиц. К сожалению, целый  десяток  яиц разбился по дороге. 2. В комнату вошёл красивый  трёхлетний  ребёнок. Наш город с трёхмиллионным  населением. 3. У тебя  мало  времени до экзамена. Ты очень  мало работал, вот и не успел подготовиться. 4. Саша хорошо занимался и получил  пятёрку . До отхода поезда осталось не более  пяти  минут. 5. Материю сложили  втрое . По берегу реки шли  трое  друзей. 6. Дай мне только  один  карандаш. Как-то подошёл ко мне  один странный гражданин.

II. Количественные числительные могут склоняться.

Обратите внимание, что:

а) в сложных и составных числительных склоняются все части;

б) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним, изменяя свою грамматическую форму (см. об управлении и согласовании тему 33, § 2).

И.  двести шестьдесят три человека

Р.  (нет) двухсот шестидесяти трёх человек

Д.  (подойду) к двумстам шестидесяти трём человекам

В.  (вижу) двести шестьдесят три человека

Т.  (иду) с двумястами шестьюдесятью тремя человеками

П.  (думаю) о двухстах шестидесяти трёх человеках

Задание.  Какое из двух предложений составлено верно?

1)  Я купил более полутора килограммов яблок.

2)  Я купил более полтора килограмма яблок.

При склонении дробных числительных существительное сохраняет грамматическую форму родительного падежа.

И.  три целых и пять десятых процента

Р.  трёх целых и пяти десятых процента

Д.  трём целым и пяти десятым процента

В.  три целых и пять десятых процента

Т.  тремя целыми и пятью десятыми процента

П.  (о) трёх целых и пяти десятых процента

Задание. Решите, какое из следующих предложений неправильное, учитывая, что существительное при склонении дробных числительных остаётся без изменения. Помните, что цифры читаются как слова (5, 5 - пять и пять десятых).

1)  В 5,5 года ребёнок был хорошо развит.

2)  В 5 лет ребёнок был хорошо развит.

3)  В 5,5 год ребёнок был хорошо развит.

Поскольку порядковые числительные - грамматические прилагательные, при склонении у них так же, как у прилагательных, изменяется окончание, которое можно проверить по вопросу от существительного в словосочетании:

И.  двадцатипятитысячн ый  (--- как ой ?) житель

Р. (нет) двадцатипятитысячн ого  (--- как ого ?) жителя

Д. (подойти) к двадцатипятитысячн ому  (--- как ому ?) жителю

Задание.  Продолжите склонение самостоятельно.

Собирательные числительные склоняются так же, как прилагательные во множественном числе - при этом в именительном падеже числительное управляет существительным, в остальных падежах согласуется с ним, например:

И.  четверо детей

Р.  четверых детей

Д.  четверым детям

В.  четверых детей

Т.  четверыми детьми

П.  (о) четверых детях

По сравнению с количественными и порядковыми числительными сочетаемость собирательных числительных с другими словами ограниченна. Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода со значением лица:  трое мужчин, пятеро сирот . С существительными женского рода употребляются количественные числительные:  три девочки ;

2) с существительными  дети, ребята: двое детей, шестеро ребят . По аналогии в разговорной речи употребляются с существительным  девчата - семеро девчат ;

3) в разговорной речи с названиями детёнышей животных и с названиями парных предметов:  трое волчат, двое рукавиц  (наряду с  три волчонка и две рукавицы );

4) с существительными, выступающими только в форме множественного числа:  двое ворот, четверо суток . Когда речь идёт о двух, трёх или четырёх предметах, то употребляются только собирательные числительные, когда же предметов более четырёх, то возможны варианты собирательного и количественного числительного: пятеро суток и пять суток ;

5) с личными местоимениями в косвенных падежах:  нас (их, вас) было трое .

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода:  оба мальчика, дерева нет обоих мальчиков, деревьев , подойду к  обоим мальчикам, деревьям  и т. д., числительное обе - с существительными женского рода:  обе девочки, нет обеих девочек, подойду к обеим девочкам  и т. д. Числительные  оба и обе  нельзя употреблять с существительными, имеющими только форму множественного числа, нужно подобрать другой оборот речи: нельзя сказать  "у обоих ворот" , надо у тех и у других ворот.

III. Имена числительные входят в состав сложных слов без соединительной гласной в форме родительного падежа:  двадцат и семилетний, сорок а этажка, шест и десятый .

Исключения.  1. Числительные  один, девяносто, сто , которые употребляеются в сложных словах с соединительной гласной -о-, например:  одноместный, девяностолетний, стотысячный .

2. Числительное тысяча употребляется с соединительной гласной -е-, например: тысячекратный

3. Слова  сороконожка, сорокоуст  пишутся с соединительной гласной -о-, так как здесь числительное  сорок  употреблено не в прямом значении счёта.

Задание.  Исправьте предложения и запишите исправленный вариант.

1. Трое юношей и двое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами триста восемьдесят тремя книгами. 3. Я прожила на даче двадцать два суток. 4. Наша деревня находится в полутораста километров от города. 5. Не так давно жители столицы отмечали восемьсотпятьдесятлетие Москвы. 6. В соревнование по бегу включились сорок три юношей и девушек. 7. В палатке нас три осталось ночевать. 8. Портной работал поочерёдно обеими ножницами - большими и маленькими.

Смотреть Урок 1

Смотреть Урок 2

Смотреть Урок 3

Смотреть Урок 4

Смотреть Урок 5

Смотреть Урок 6

Смотреть Урок 7

Смотреть Урок 8

Смотреть Урок 9

Смотреть Урок 10

Смотреть Урок 11

Смотреть Урок 12

 

 

Источник




Понравилась статья? Поделись!

!!

Комментарии пользователей

Виктор 2019-10-20 18:24:35


Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (999) 529-09-18 Виктор.

Денис 2019-09-13 06:42:49


Перезвоните мне пожалуйста 8(999) 529-09-18 Денис.

Ardisspap 2016-12-04 18:28:20


Посмотрите на досуге одноэтажный дом возможно вы захотите себе его купить, я вот после этого сайта в серьез задумался о своем доме.. http://ardiss.ru/assets/images/banners/Banner_live_circle_years_184.jpg А также: клееный брус купить краснодар, красивые дома из клееного бруса проекты, каркасные дома по финской технологии цены. А вот что я еще на этом сайте надыбыл Российский изготовитель Italon, интересно будет для тех кто увлекается строительством. Пискав немного в интернете, сразу обнаружил интересное - Строительство каркасных домов

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.