Загрузка данных...
2016.12.28 14:41:52
Просмотров: 3485
Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу повседневную речь и часто выступают последним аргументом в споре. Однако польза от привычки во всем полагаться на народную мудрость при ближайшем рассмотрении оказывается весьма сомнительной. Как формируется культ пословиц и поговорок, какие из них мы толкуем неверно и стоит ли строить собственную жизнь, основываясь на коллективном опыте предков, — разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Прежде чем попытаться понять, какую роль играют пословицы и поговорки в современной культуре, следует разобраться, чем они друг от друга отличаются. Если пословица представляет собой законченное суждение, в котором есть поучительный смысл, мораль, то поговорка – это сжатое, меткое высказывание, которое оценивает событие или поступок человека, но несет назидательной функции.
С точностью установить, когда именно появились первые пословицы и поговорки, не представляется возможным, поскольку они изначально относились к устной традиции и только потом, примерно в XII веке, перекочевали в письменные источники: образцы народной мудрости встречаются в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве».
Возникновение некоторых пословиц и поговорок исследователи связывают с конкретными историческими событиями. Например, считается, что присказка «На обиженных воду возят», по всей видимости, стала широко использоваться во времена Петра I, когда водовозов, которые пытались обмануть покупателей и брали за свои услуги больше денег, чем положено, в наказание впрягали в телегу вместо лошади. Логично предположить, что выражение «Тяни лямку, пока не выкопают ямку» зародилось в среде бурлаков, а поговорку «Голодный француз и вороне рад» стали использовать после Отечественной войны 1812 года.
«Пословицы и поговорки отражают народное (а не индивидуально-личное) осмысление жизни, — рассказывает Ирина Анатольевна , преподаватель литературы . – Пословицы заключают в себе афористически сжатое понимание той или иной стороны народного опыта. Поговорки определяют и оценивают какое-нибудь явление, но не содержат вывода, наставления. Примеры таких наблюдений: «семь пятниц на неделе», «положить зубы на полку», «бить баклуши», «свалиться как снег на голову», «ни к селу ни к городу», «выводить на чистую воду» и т.д. Подобные выражения, емко и образно отражая суть явления, позволяют передать мысль кратко и выразительно и как бы добавляют суждению авторитетности, подкрепленной многовековой традицией».
Действительно, сопровождая свои слова народной мудростью, мы часто стремимся придать им больший вес. Ссылка на чей-то авторитет – распространенный прием как в деловой, так и в бытовой риторике. Проблема заключается в том, что такой тип аргументации на самом деле не так уж честен и логичен: мы не можем утверждать, будто какое-то высказывание истинно только в силу того, что его кто-то когда-то произнес вслух. Привычка по любому поводу апеллировать к опыту народа кажется неоправданной еще и потому, что само понятие «народ» несколько неопределенно: в него входят самые разные социальные группы.
С другой стороны, если попытаться подвести черту под совокупностью общественных настроений, то можно сказать, что в данном случае под «народом» мы обычно подразумеваем или крестьянство, или славянские племена, заселявшие территорию Древней Руси. Собственно, именно поэтому сегодня неоязычники пытаются переосмыслить значение ряда пословиц и поговорок.
В частности, большой популярностью пользуется теория, что правильно говорить не «Первый блин комом», а «Первый блин – комам». Будто бы «медведь» по-древнеславянски – «ком», а в древние времена якобы существовала традиция на Масленицу задабривать блинами косолапого. Настоящего или ряженого – неизвестно.
В России наших дней явно наметилась тенденция возврата к традиционным ценностям (хотя они в большинстве своем никогда не существовали в том виде, в котором нам пытаются их представить). Новый виток культа народной мудрости – важная составляющая этого дискурса. Однако в действительности привычка по любому поводу вспоминать подходящую пословицу или поговорку приносит скорее вред, чем пользу.
Начнем с того, что многие пословицы и поговорки мы трактуем неверно или не совсем верно: либо они дошли до наших дней в искаженном виде, либо изначально были так тесно вплетены в исторический контекст, что со временем просто-напросто потеряли актуальность. Более того, мы часто употребляем только первую часть народной мудрости, забывая или не зная о том, что у нее есть и продолжение. А ведь порой вторая часть высказывания полностью меняет его смысл.
Вот – лишь несколько примеров ошибочного толкования пословиц и поговорок:
Впрочем, даже если человек хорошо понимает истинный смысл пословиц и поговорок и знает их полные версии, частые отсылки к народной мудрости все равно обладают рядом побочных эффектов:
Так, пословица «Что посеешь, то и пожнешь» в целом отражает реальную зависимость результата от приложенных усилий: например, зависимость духовных качеств ребенка от данного родителями воспитания. Но в жизни все гораздо сложнее. Ребенок вбирает не только полученное от родителей: на него оказывает влияние и среда, и обстоятельства. Эту пословицу можно понимать и по-другому: зависимость плода трудов от вложенных усилий или зависимость складывающихся отношений от человека. Но и тут все не так просто: результат, к которому мы приходим, зависит порой от самых неожиданных факторов.
Пословица «Всякая сосна своему бору шумит» тоже содержит слишком широкое обобщение. Если основываться на этой пословице и рассматривать позицию человека столь однозначно-предсказуемо, можно прийти к ошибочным выводам. Не всегда связь человека с какой-либо социальной, национальной, возрастной группой полностью предопределяет его позицию.
«Насильно мил не будешь», «В тесноте, да не в обиде» — подобные высказывания отражают истины, к осознанию которых приходят многие из нас. Но эти истины близки и важны не для всех, так как у людей разные представления о жизни, разные ценности. Созданные народом фразеологизмы позволяют броско и кратко, а вместе с тем, верно отразить мысль. Но можно ли рассматривать народную мудрость как руководство к действию? Думаю, что нет. Действие должно быть основано на самостоятельно выработанных принципах, умозаключениях. Коллективный опыт, даже ярко, образно выраженный, не может стать основой личной жизненной программы. Отсылка к народной мудрости в данном случае — это способ снять с себя персональную ответственность».
Источник: https://blog.repetit.ru
Понравилась статья? Поделись!
2019.04.10 10:10:44 Просмотров: 6687
2019.04.08 10:00:13 Просмотров: 20810
2019.04.08 09:58:40 Просмотров: 6643
2019.04.05 13:24:38 Просмотров: 6187