Загрузка данных...

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 12

2013.10.14 10:09:26

Просмотров: 4626

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 12

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 12 

Морфологический разбор с комментариями. Грамматико-стилистические ошибки при употреблении местоимений

 

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу " Русский язык: понимаю - пишу - проверяю ". Сегодня разговор пойдет о местоимениях. Для успешной сдачи ЕГЭ важно знать о местоимениях почти всё.

Урок 13.  Местоимение. Морфологический разбор с комментариями. Грамматико-стилистические ошибки при употреблении местоимений. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Выражения  не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как; никто иной (другой); ничто иное (другое).

I. Местоимения - это слова, которые непосредственно не называют предметы, признаки, количество, а лишь указывают на них. Местоимения не имеют собственных грамматических признаков, а заимствуют их у тех частей речи, с которыми грамматически соотносятся. 
Морфологический разбор местоимения.
1. Лексический разряд (личные, возвратные, вопросительные, относительные, наопределённые, отрицательные, притяжательные, определительные, указательные).
2. Грамматический разряд (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные).
Внимание! Этот пункт входит в план морфологического разбора не во всех школьных программах, однако он очень важен для усвоения грамматической сути и правописания местоимений.
3. Грамматическая форма (некоторых местоимений): значение рода, числа, падежа.

Комментарии к морфологическому разбору
1. Выделяют девять лексических групп местоимений:
1) личные:  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Личные местоимения изменяются по лицам, при этом значение лица у них лексическое, а не грамматическое, ведь  я, ты, он … - это разные слова, а не формы одного и того же слова; 
2) возвратное себя; 
3) притяжательные: (1-е лицо)  мой, наш ; (2-е лицо)  твой, ваш;  (3-е лицо)  его, её, их; свой  относится к каждому из трёх лиц;
4) указательные:  этот, тот, такой, таков, столько;
5) вопросительные:  кто, что, какой, который, чей, сколько;
6) относительные: те же вопросительные, но использующиеся для связи частей сложноподчинённого предложения;
7) определительные:  весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, другой;
8) неопределённые:  некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-то, какой-нибудь, кто-либо…
9) отрицательные:  никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Задания.  1. Распределите личные местоимения по лицам и числам:  я  - 1 л. ед. ч., ты…
2. Существуют формы указательных местоимений  сей, оный . Какой лексике они принадлежат, как называются и чему синонимичны? Объясните значение фразеологизмов  во время оно, на сей раз.
3. Определите, в каком предложении употреблено вопросительное, в каком относительное местоимение:
Который час?
Я знаю, который час.

4. Прочтите предложения  Отец сам сделал стол. Отец сделал самый крепкий стол.  От какого слова в предложении зависит местоимение  сам,  а от какого  самый?

2. Местоимения выступают как бы зеркальным отражением знаменательных частей речи - существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы частей речи, с которыми грамматически соотносятся: 
1) местоимения-существительные (кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему? и т. д.):  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, себе, кто, что, некто, нечто, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, никто, ничто, ничего, нечего  и т. п.
С существительными эти местоимения роднит значение предметности, сравните:  он - мальчик; думать о себе - думать о собаке; подойти к кому-то - подойти к Пете; говорить о чём-нибудь - говорить о поездке; не рассказывать никому - не рассказывать ни отцу, ни матери  и т. п.).
В связи с этим у большинства местоимений-существительных наблюдается наличие форм рода, числа и падежа (или части форм);
2) местоимения-прилагательные (какой? какого?, какому? и т.д.):  мой, твой, свой, наш, ваш, этот, сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, такой, таков, какой, который, какой-то, кое-какой, чей-нибудь, чей-либо, некоторый, никакой, ничей  и т. п.
С прилагательными эти местоимения объединяет то, что они обозначают признаки предметов (в отличие от прилагательных - в обобщённом виде) и согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже, сравните:  мой (этот, такой) портфель - старый портфель, моего (этого, такого) портфеля - старого портфеля, моему (этому, такому) портфелю - старому портфелю  и т. д. 
Понятно, что правописание окончаний данных местоимений, так же как и окончаний прилагательных, проверяется по вопросу от согласуемого существительного;
3) местоимения-числительные (сколько?):  сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, сколько-то, сколько-либо, нисколько  и т. п.
Эти местоимения имеют обобщённо-количественное значение и по своим функциям сходны с количественными числительными,
сравните:  На столе лежало несколько яблок. - На столе лежало восемнадцать яблок.

Задания. 1 . Чтобы не утратить логики развития мыcли в тексте, важно видеть, какие существительные и прилагательные заменяют собой местоимения. Прочитайте мини-текст и проанализируйте, с какими частями речи соотнесены выделенные местоимения.
Однажды Саша пошёл гулять в лес.  Он  шёл и любовался окружающей красотой.  Это завораживало  его.  "Как хорошо в  нашей  средней полосе", - думал Саша.

2. Исправьте предложения и запишите исправленный вариант. Обращайтесь в раздел для справок.

1. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет. 2. Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть. 3. Экскурсовод давал объяснения слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их возобновить в памяти. 4. Брат любит сестру, с ей ему весело. 5. Позади его ехала машина. 6. Я занимался с учителем математики и благодаря нему поступил в институт. 7. Уменя есть брат. Я старше него на шесть лет. 8. Студенчество выехало в дом отдыха и попросило поселить их вместе. 9. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе. 10. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. 11. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер.

Для справок
1 - 3. Местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого правила ведёт к искажению смысла. Так, первое предложение можно исправить  Девочка теперь сирота; мать умерла, когда дочери было пять лет.  Далее самостоятельно.
4 - 7. К личным местоимениям 3-го лица ( он, она, оно, они ) в косвенных падежах прибавляется начальное  н-,  если эти местоимения стоят после:
а) простых предлогов  без, в, из, за, до  и т. д.:  без неё, в нём, из них  и т. д.;
б) производных предлогов, образованных от наречий места, требующих родительного падежа -  позади, вокруг, возле, около, мимо, напротив, после  и т. д.:  позади него, около неё, напротив них  и т. д.
К данным местоимениям не прибавляется начальное н-, если они стоят после:
а) производных предлогов, требующих дательного падежа, -  благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, в отношении, за исключением  и т. д.:  благодаря ему, навстречу ей, в отношении их, за исключением её ;
б) сравнительной степени прилагательных и наречий:  я старше его, он работает лучше их .
8. Собирательные существительные ( молодёжь, студенчество, группа  и т. д.) нельзя заменять местоимениями во множественном числе. Поэтому в предложении слово студенчество нужно заменить на студенты.
9 - 10. Возвратное местоимение себя и притяжательное свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому, если в предложении присутствет нескольно лиц, нужно внимательно следить, с каким из них употребить соответствующее местоимение. Так, в предложении 9 лучше вообще обойтись без местоимения, а сказать  Приезжий велел носильщику отнести вещи в номер  (ясно, что не к носильщику). А в предложении 10 для уточнения смысла необходимо написать  Учитель дал ученику свой доклад и попросил прочитать.  
11. Личное местоимение 3-го лица множественного числа они изменяется по падежам следующим образом: Р. п.  (нет) их ; Д. п.  (подойду) к ним ; В. п.  (вижу) их ; Т. п. (занимаюсь) с ними;  П. п.  (думаю) о них.  В данном предложении нужно употребить форму родительного падежа у их собаки.

II. 1. Приставка  кое-  и суффиксы  -то -либо, -нибудь  пишутся с неопределёнными местоимениями через дефис, например:  кое-кто, сколько-то, что-либо, сколько-нибудь .

Примечание.  Местоимения других разрядов тоже могут иметь при себе элемент  -то , который в этом случае является усилительной частицей и пишется с местоимениями через дефис:  он-то, сам-то, твой-то.  Например:
Уж он-то знает толк в людях  (в смысле " только  он,  лишь  он знает толк в людях").

Если после приставки  кое-  следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределёнными местоимениями раздельно - получается три слова: частица, предлог и местоимение, например:  кое у кого, кое с чем.

2. В неопределённых и отрицательных местоимениях в ударной позиции пишется приставка  не-,  например:  некто пришёл, нечто увидел, некого спросить, нечего делать ; в отрицательных местоимениях в безударной позиции - приставка  ни- , например:  никто не спрашивает, никого не видеть, ничего не делать. 
Если при неопределённых или отрицательных местоимениях есть предлоги, то частицы не  и  ни  пишутся отдельно - получается три слова: частица, предлог и местоимение, например:  не у кого узнать, ни у кого не узнаешь; не с чем сравнить, ни с чем не сравнить; не с чем поздравить, ни в чём не виноват. 
Отрицательные местоимения употребляются в основном в отрицательных предложениях для усиления глагольного отрицания, неопределённые местоимения - в утвердительных предложениях без отрицания, например:
1) Я никого из родственников не видел сегодня утром. 
2)  Мне не у кого узнать домашнее задание.

Запомните  написание выражения  как ни в чём не бывало . К каким лексическим единицам оно относится? Каким синонимом его можно заменить? Придумайте по предложению с этим выражением и синонимом и проанализируйте оттенки смысла.

Примечание.  От отрицательных местоимений с приставкой ни следует отличать относительные местоимения кто, что с усилительной частицей ни, которые употребляются в придаточной части сложноподчинённых предложений и усиливают во всём предложении глагольное отрицание с частицей не: Я не знаю, ни кто в этом доме живёт, ни чем занимаются эти люди.

3. Следует различать местоимённые сочетания  не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как и никто иной (другой); ничто иное (другое).
Сочетания  не кто иной (другой), как  (об одушевлённом существительном)  и не что иное (другое ), как (о неодушевлённом существительном) в предложении имеют значение противопоставления, например:
1) В класс вошёл не кто иной,  как  наш учитель. - В класс вошёл не кто иной,  а  наш учитель. 
2) На нас надвигалось не что иное,  как  настоящая буря. - На нас надвигалось не что иное,  а  настоящая буря.

В этих конструкциях союз как синонимичен противительному союзу  а,  отчего перед ним и ставится запятая. 
Отрицательная частица не в этом случае относится к определительному местоимению иной (другой) , а не к местоимению кто, что подтверждается возможностью перестановки слов:
1) В класс вошёл  не иной кто , а наш учитель.
2) На нас надвигалось  не иное что , а настоящая буря.

Частица  не,  формируя противопоставление, пишется с местоимением раздельно. В предложениях с подобными сочетаниями нет глагольного отрицания.

Сочетания  никто иной (другой), ничто иное (другое)  не связаны с противопоставлением. Поэтому подобные конструкции употребляются в предложениях, где имеется глагольное отрицание с частицей  не , а частица  ни  при этом входит в состав отрицательных местоимений  никто  (заменитель одушевлённого существительного) и ничто  (заменитель неодушевлённого существительного), усиливающих это отрицание: 
1) Никто иной на такой поступок не способен.
2) Ничто иное меня расстроить не может.

При этом в составе местоимений частица  ни  является приставкой и пишется с местоимениями слитно, а слова  иной  или  другой  вообще можно опустить в предложении:
1) Никто на такой поступок не способен.
2) Ничто меня расстроить не может.

Часто данные выражения употребляются вместе с уточняющим оборотом с предлогом кроме, который выделяется запятыми как уточняющее обособленное дополнение:
Такую операцию никто иной,  кроме первоклассного хирурга , сделать не мог.

Смотреть Урок 1

Смотреть Урок 2

Смотреть Урок 3

Смотреть Урок 4

Смотреть Урок 5

Смотреть Урок 6

Смотреть Урок 7

Смотреть Урок 8

Смотреть Урок 9

Смотреть Урок 10

Смотреть Урок 11

 

Источник




Понравилась статья? Поделись!

!!

Комментарии пользователей

Виктор 2019-10-16 14:26:57


Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (996) 764-51-28 Виктор.

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.