Загрузка данных...
2013.10.14 10:09:26
Просмотров: 4626
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу " Русский язык: понимаю - пишу - проверяю ". Сегодня разговор пойдет о местоимениях. Для успешной сдачи ЕГЭ важно знать о местоимениях почти всё.
Урок 13. Местоимение. Морфологический разбор с комментариями. Грамматико-стилистические ошибки при употреблении местоимений. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Выражения не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как; никто иной (другой); ничто иное (другое).
I. Местоимения - это слова, которые непосредственно не называют предметы, признаки, количество, а лишь указывают на них. Местоимения не имеют собственных грамматических признаков, а заимствуют их у тех частей речи, с которыми грамматически соотносятся.
Морфологический разбор местоимения.
1. Лексический разряд (личные, возвратные, вопросительные, относительные, наопределённые, отрицательные, притяжательные, определительные, указательные).
2. Грамматический разряд (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные).
Внимание! Этот пункт входит в план морфологического разбора не во всех школьных программах, однако он очень важен для усвоения грамматической сути и правописания местоимений.
3. Грамматическая форма (некоторых местоимений): значение рода, числа, падежа.
Комментарии к морфологическому разбору
1. Выделяют девять лексических групп местоимений:
1) личные:
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Личные местоимения изменяются по лицам, при этом значение лица у них лексическое, а не грамматическое, ведь
я, ты, он
… - это разные слова, а не формы одного и того же слова;
2) возвратное себя;
3) притяжательные: (1-е лицо)
мой, наш
; (2-е лицо)
твой, ваш;
(3-е лицо)
его, её, их; свой
относится к каждому из трёх лиц;
4) указательные:
этот, тот, такой, таков, столько;
5) вопросительные:
кто, что, какой, который, чей, сколько;
6) относительные: те же вопросительные, но использующиеся для связи частей сложноподчинённого предложения;
7) определительные:
весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, другой;
8) неопределённые:
некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-то, какой-нибудь, кто-либо…
9) отрицательные:
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Задания.
1. Распределите личные местоимения по лицам и числам:
я
- 1 л. ед. ч., ты…
2. Существуют формы указательных местоимений
сей, оный
. Какой лексике они принадлежат, как называются и чему синонимичны? Объясните значение фразеологизмов
во время оно, на сей раз.
3. Определите, в каком предложении употреблено вопросительное, в каком относительное местоимение:
Который час?
Я знаю, который час.
4. Прочтите предложения
Отец сам сделал стол. Отец сделал самый крепкий стол.
От какого слова в предложении зависит местоимение
сам,
а от какого
самый?
2. Местоимения выступают как бы зеркальным отражением знаменательных частей речи - существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы частей речи, с которыми грамматически соотносятся:
1) местоимения-существительные (кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему? и т. д.):
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, себе, кто, что, некто, нечто, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, никто, ничто, ничего, нечего
и т. п.
С существительными эти местоимения роднит значение предметности, сравните:
он - мальчик; думать о себе - думать о собаке; подойти к кому-то - подойти к Пете; говорить о чём-нибудь - говорить о поездке; не рассказывать никому - не рассказывать ни отцу, ни матери
и т. п.).
В связи с этим у большинства местоимений-существительных наблюдается наличие форм рода, числа и падежа (или части форм);
2) местоимения-прилагательные (какой? какого?, какому? и т.д.):
мой, твой, свой, наш, ваш, этот, сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, такой, таков, какой, который, какой-то, кое-какой, чей-нибудь, чей-либо, некоторый, никакой, ничей
и т. п.
С прилагательными эти местоимения объединяет то, что они обозначают признаки предметов (в отличие от прилагательных - в обобщённом виде) и согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже, сравните:
мой (этот, такой) портфель - старый портфель, моего (этого, такого) портфеля - старого портфеля, моему (этому, такому) портфелю - старому портфелю
и т. д.
Понятно, что правописание окончаний данных местоимений, так же как и окончаний прилагательных, проверяется по вопросу от согласуемого существительного;
3) местоимения-числительные (сколько?):
сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, сколько-то, сколько-либо, нисколько
и т. п.
Эти местоимения имеют обобщённо-количественное значение и по своим функциям сходны с количественными числительными,
сравните:
На столе лежало несколько яблок. - На столе лежало восемнадцать яблок.
Задания. 1
. Чтобы не утратить логики развития мыcли в тексте, важно видеть, какие существительные и прилагательные заменяют собой местоимения. Прочитайте мини-текст и проанализируйте, с какими частями речи соотнесены выделенные местоимения.
Однажды Саша пошёл гулять в лес.
Он
шёл и любовался окружающей красотой.
Это
завораживало
его.
"Как хорошо в
нашей
средней полосе", - думал Саша.
2. Исправьте предложения и запишите исправленный вариант. Обращайтесь в раздел для справок.
1. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет. 2. Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть. 3. Экскурсовод давал объяснения слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их возобновить в памяти. 4. Брат любит сестру, с ей ему весело. 5. Позади его ехала машина. 6. Я занимался с учителем математики и благодаря нему поступил в институт. 7. Уменя есть брат. Я старше него на шесть лет. 8. Студенчество выехало в дом отдыха и попросило поселить их вместе. 9. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе. 10. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. 11. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер.
Для справок
1 - 3. Местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого правила ведёт к искажению смысла. Так, первое предложение можно исправить
Девочка теперь сирота; мать умерла, когда дочери было пять лет.
Далее самостоятельно.
4 - 7. К личным местоимениям 3-го лица (
он, она, оно, они
) в косвенных падежах прибавляется начальное
н-,
если эти местоимения стоят после:
а) простых предлогов
без, в, из, за, до
и т. д.:
без неё, в нём, из них
и т. д.;
б) производных предлогов, образованных от наречий места, требующих родительного падежа -
позади, вокруг, возле, около, мимо, напротив, после
и т. д.:
позади него, около неё, напротив них
и т. д.
К данным местоимениям не прибавляется начальное н-, если они стоят после:
а) производных предлогов, требующих дательного падежа, -
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, в отношении, за исключением
и т. д.:
благодаря ему, навстречу ей, в отношении их, за исключением её
;
б) сравнительной степени прилагательных и наречий:
я старше его, он работает лучше их
.
8. Собирательные существительные (
молодёжь, студенчество, группа
и т. д.) нельзя заменять местоимениями во множественном числе. Поэтому в предложении слово студенчество нужно заменить на студенты.
9 - 10. Возвратное местоимение себя и притяжательное свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому, если в предложении присутствет нескольно лиц, нужно внимательно следить, с каким из них употребить соответствующее местоимение. Так, в предложении 9 лучше вообще обойтись без местоимения, а сказать
Приезжий велел носильщику отнести вещи в номер
(ясно, что не к носильщику). А в предложении 10 для уточнения смысла необходимо написать
Учитель дал ученику свой доклад и попросил прочитать.
11. Личное местоимение 3-го лица множественного числа они изменяется по падежам следующим образом: Р. п.
(нет) их
; Д. п.
(подойду) к ним
; В. п.
(вижу) их
; Т. п.
(занимаюсь) с ними;
П. п.
(думаю) о них.
В данном предложении нужно употребить форму родительного падежа у их собаки.
II. 1. Приставка кое- и суффиксы -то , -либо, -нибудь пишутся с неопределёнными местоимениями через дефис, например: кое-кто, сколько-то, что-либо, сколько-нибудь .
Примечание.
Местоимения других разрядов тоже могут иметь при себе элемент
-то
, который в этом случае является усилительной частицей и пишется с местоимениями через дефис:
он-то, сам-то, твой-то.
Например:
Уж он-то знает толк в людях
(в смысле "
только
он,
лишь
он знает толк в людях").
Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределёнными местоимениями раздельно - получается три слова: частица, предлог и местоимение, например: кое у кого, кое с чем.
2. В неопределённых и отрицательных местоимениях в ударной позиции пишется приставка
не-,
например:
некто пришёл, нечто увидел, некого спросить, нечего делать
; в отрицательных местоимениях в безударной позиции - приставка
ни-
, например:
никто не спрашивает, никого не видеть, ничего не делать.
Если при неопределённых или отрицательных местоимениях есть предлоги, то частицы
не
и
ни
пишутся отдельно - получается три слова: частица, предлог и местоимение, например:
не у кого узнать, ни у кого не узнаешь; не с чем сравнить, ни с чем не сравнить; не с чем поздравить, ни в чём не виноват.
Отрицательные местоимения употребляются в основном в отрицательных предложениях для усиления глагольного отрицания, неопределённые местоимения - в утвердительных предложениях без отрицания, например:
1) Я никого из родственников не видел сегодня утром.
2) Мне не у кого узнать домашнее задание.
Запомните написание выражения как ни в чём не бывало . К каким лексическим единицам оно относится? Каким синонимом его можно заменить? Придумайте по предложению с этим выражением и синонимом и проанализируйте оттенки смысла.
Примечание. От отрицательных местоимений с приставкой ни следует отличать относительные местоимения кто, что с усилительной частицей ни, которые употребляются в придаточной части сложноподчинённых предложений и усиливают во всём предложении глагольное отрицание с частицей не: Я не знаю, ни кто в этом доме живёт, ни чем занимаются эти люди.
3. Следует различать местоимённые сочетания
не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как и никто иной (другой); ничто иное (другое).
Сочетания
не кто иной (другой), как
(об одушевлённом существительном)
и не что иное (другое
), как (о неодушевлённом существительном) в предложении имеют значение противопоставления, например:
1) В класс вошёл не кто иной,
как
наш учитель. - В класс вошёл не кто иной,
а
наш учитель.
2) На нас надвигалось не что иное,
как
настоящая буря. - На нас надвигалось не что иное,
а
настоящая буря.
В этих конструкциях союз как синонимичен противительному союзу
а,
отчего перед ним и ставится запятая.
Отрицательная частица не в этом случае относится к определительному местоимению
иной (другой)
, а не к местоимению кто, что подтверждается возможностью перестановки слов:
1) В класс вошёл
не иной кто
, а наш учитель.
2) На нас надвигалось
не иное что
, а настоящая буря.
Частица
не,
формируя противопоставление, пишется с местоимением раздельно. В предложениях с подобными сочетаниями нет глагольного отрицания.
Сочетания
никто иной (другой), ничто иное (другое)
не связаны с противопоставлением. Поэтому подобные конструкции употребляются в предложениях, где имеется глагольное отрицание с частицей
не
, а частица
ни
при этом входит в состав отрицательных местоимений
никто
(заменитель одушевлённого существительного) и
ничто
(заменитель неодушевлённого существительного), усиливающих это отрицание:
1) Никто иной на такой поступок не способен.
2) Ничто иное меня расстроить не может.
При этом в составе местоимений частица
ни
является приставкой и пишется с местоимениями слитно, а слова
иной
или
другой
вообще можно опустить в предложении:
1) Никто на такой поступок не способен.
2) Ничто меня расстроить не может.
Часто данные выражения употребляются вместе с уточняющим оборотом с предлогом кроме, который выделяется запятыми как уточняющее обособленное дополнение:
Такую операцию никто иной,
кроме первоклассного хирурга
, сделать не мог.
Понравилась статья? Поделись!
2019.04.10 10:10:44 Просмотров: 6746
2019.04.08 10:00:13 Просмотров: 21072
2019.04.08 09:58:40 Просмотров: 6705
2019.04.05 13:24:38 Просмотров: 6248
Виктор2019-10-16 14:26:57
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (996) 764-51-28 Виктор.