Загрузка данных...

Логопед Анна Матвеева: Нет ничего более опасного, чем опережающее развитие!

2016.12.09 14:56:06

Просмотров: 2443

Логопед Анна Матвеева: Нет ничего более опасного, чем опережающее развитие!

По статистике, сегодня в детских садах порядка 80% детей имеют нарушения речи. Цифры тревожные! Когда надо начинать беспокоиться из-за того, что ребенок плохо говорит или вовсе молчит? Какие методы эффективны в деле развития речи? Какие главные ошибки совершают  родители ? Каковы причины дефектов речи и как их исправить? Обо всем этом  Анна Матвеева  –  логопед  высшей категории, кандидат биологических наук, соавтор успешной методики по коррекции речи, изложенной в книжной серии «Уроки для дошколят», практик с 30-летним стажем и опытная мама.

На чем построена ваша методика по развитию речи? В чем её ноу-хау?
 
Самое главное, чем мы руководствуемся, когда начинаем работать с ребенком, это не опережать, не стимулировать и не ставить перед ребенком задач, выполнить которые он не сможет. Беда многих современных подходов в том, что они стараются быстрым шагом продвигаться на пути развития речи. Между тем нет ничего более опасного, чем опережающее развитие,  в самом словосочетании «раннее развитие» уже скрывается подвох . А мы опираемся на естественное развитие ребенка, на знание психологических особенностей каждого периода развития и на индивидуальность ребенка применительно к развитию его речи. Прежде всего мы стараемся координировать развитие речи и других функций. Следует помнить, что  речь , как известно, обслуживает деятельность . Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо говорил, умел правильно обозначать предметы, явления и действия, у маленького ученика должна быть возможность практических игровых действий, познавательных манипуляций с предметами. То есть, все речевые упражнения основаны на наглядной опоре – будь то использование каких-то картинок или предметного материала или выполнение игровых действий. Вот почему наша методика представляет собой очень плотную комбинацию из графических схем и упражнений непосредственно по развитию речи. Мы начинаем с того, что учим ребенка понимать и показывать,  контакт на уровне понимания – прежде всего . Затем мы даем ребенку возможность понять, что такое звуки – речи и окружающего мира.
 
Можно ли в развитии речи ребенка «упустить момент»? Когда надо начинать беспокоиться?
 
Дело в том, что  исправлять можно что-то уже нарушенное.  Поэтому, когда мне говорят о речевой терапии с маленькими детьми, я всегда улыбаюсь. Речевая терапия – это прежде всего коррекция речи. С годовалыми детьми это невозможно, они просто не способны воспринять занятие как руководство к действию. Другое дело, когда у ребенка есть какие-то проблемы изначально, связанные с тяжелыми родами, врожденными заболеваниями, поражениями нервной системы. Это другой разговор, тогда действительно мы должны заниматься развитием, но не речи, а той базы, на которой в дальнейшем будем речь развивать.
Что касается упущенных моментов, то, конечно, ждать до пяти лет, например, пока малыш заговорит, было бы необдуманно. Сейчас очень доступны всевозможного рода тестеры и руководства, где черным по белому написаны примерные параметры, по которым должна развиваться речь ребенка. Есть они и в наших книгах. Отклонения обычно проходят в естественном русле. Ребенок начинает гулить, агукать. К году у него развиваются предречевые вокализации, он лепечет слоги... Если ничего этого нет, то к действительно специалистам стоит обратиться.

 

Меня гораздо больше  тревожит другая тенденция, когда родители стараются всемерно подталкивать ребенка.  Они задают ему непомерные задачи, среди моих пациентов таких очень много. Это  дети , которых учат иностранным языкам с восьми месяцев, чтению – с двух лет, математике – с года и так далее. Опасные, я бы даже сказала тревожащие тенденции. Справиться с тем букетом нарушений, которые возникают в результате такого подхода, очень сложно. Когда я вижу книгу под названием "Учебник", адресованную годовалому ребенку, мне становится страшно. Пожалейте, пожалуйста, ваших малышей, дайте им побыть годовалыми, они еще успеют взять свое.
 
Почему тема развития речи всегда связывается с развитием мелкой моторики?
 
Дело в том, что  центр управления правой рукой находится в мозге недалеко от центра управления моторной речью . Поэтому действительно, развивая мелкие моторные навыки правой руки, мы стимулируем развитие речи. Но я бы – опять-таки как логопед-практик – усилила прикладную роль этого тезиса. Если я занимаюсь с ребенком речью и одновременно учу его рисовать, штриховать, раскрашивать и так далее, то занятия пойдут гораздо продуктивнее, потому что будут участвовать сразу несколько анализаторов. Опять-таки нас и здесь подстерегает опасность.
 
В погоне за развитием моторных навыков мы иногда забываем о том, что ребенок может делать. Если в книге для дошкольника написано задание обвести без отрыва кленовый листок, я начинаю сомневаться - что тренируем и кто тренирует. Нужно обязательно учитывать физические способности ребенка и делать упор не только на качество графических заданий, но и на то,  как  научить ребенка удерживать карандаш, чем стоит пользоваться – карандашом, фломастером или ручкой. То есть, если мы хотим развивать мелкую моторику, мы должны не только положить перед ребенком тетрадочку с интересными заданиями, но и абсолютно точно гарантировать,  что к этой работе он готов.  В первом классе поставить руку ребенку уже очень трудно, надо делать это раньше.
 
Можно ли решить речевые проблемы ребенка с помощью ваших книг без посещения логопеда?
 
Если мы говорим о родителях, которые просто хотят развивать речь ребенка в естественных условиях, и ребенок развивается нормально во всех других функциях, то, конечно, можно. Или если речь идет о коррекции звукопроизношения, например. Все наши книги представляют собой практическое руководство. Но если дети отстают в речевом развитии или вообще развитии, то эти же книги используются в качестве коррекционной программы, но уже в сочетании с посещением специалистов. Здесь надо использовать все доступные методы.
ТОП-5 советов по развитию речи от логопеда Анны Матвеевой:
 

1.  Прежде всего учтите, что с ребенком, даже самым маленьким, нужно много разговаривать. Вскоре после рождения малыши уже способны улавливать интонацию, узнают родителей и близких по голосам и пытаются сами издавать какие-то звуки. С первых дней жизни ребенка это нужно поощрять. Внимательно слушайте ребенка, всегда давайте ему возможность договорить до конца, смотрите ему в глаза, помогайте наводящими вопросами,  но никогда не торопите.

2.  Бытует мнение, что к году дети должны иметь в своем словаре порядка десяти слов, но даже если их меньше, можно не волноваться, если ребенок хорошо вас понимает. Родителям маленьких детей следует уделять особое внимание тому, чтобы развивать у них понимание речи.
 
3.  О чистоте произношения можно в целом не беспокоиться до четырех с половиной лет, но если вы хотите активизировать работу органов артикуляции, то помните, что они одновременно являются и органами, важными для пищеварения. Поэтому, пожалуйста, учите ребенка хорошо прожевывать твердую пищу, пить из чашечки залпом, дуть в воду через трубочку. Как ни странно, полезно научить ребенка плеваться, чтобы посмотреть, насколько сильные движения губами он способен делать, совершая при этом короткие выдохи. Учите ребенка дуть на различные легкие предметы – перышки, ватки, дуть в губную гармошку, дудочку. Учите жестикулировать. Но не забывайте, что любое занятие с ребенком до трех лет должно быть конкретным и мало повторяемым,  производиться в игровой форме,  когда ребенку этого хочется, и длиться не дольше 15 минут.
 
4.  Помните, что у ребенка обязательно должна быть мотивация. Как ее развить? Как только получилось что-то, пусть самое маленькое положительное движение, т ут же дайте ребенку понять, как это здорово , хвалите его за каждый пройденный шажок, и тогда вы обязательно получите желаемый результат.
 
5.  Сейчас модно учить детей чтению с самого раннего возраста. Но это совсем не полезно для развития. Увлечение ранним чтением может затруднить другие функции, в том числе – развитие речи. Даже если вы видите, что ребенок готов к изучению чтения, делать это надо никак не раньше четырех лет. Если ребенок еще не умеет правильно высказываться, то естественно, ему будет сложно одновременно развивать словарь и учиться читать.
 
Источник:  http://econet.ru



Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.