Загрузка данных...

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 9

2013.10.11 14:26:01

Просмотров: 3332

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 9

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9 

 

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". 

Урок 10.  Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования

В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:

1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;

2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.

Возьмём существительное  ноша . Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное  ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола  носить .

Внимание!  Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени  , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
 
Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.

1. Морфологический способ:

1) образование новых слов с помощью  приставки  (приставочный, или префиксальный, способ):  история - предыстория  (то, что было "до" истории),  делать - сделать ;

2) образование новых слов с помощью  суффикса  (суффиксальный способ):  красивый - красиво  (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое),  мочить - мочёный  (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);

3) образование новых слов с помощью  приставки и суффикса  (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ):  вкус - безвкусица  (то, что лишено вкуса);

4)  усечение суффиксов  (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы:  свистеть - свист, бороться - борьба  (результат получился из процесса),  белый - белизна  (существительное имеет признак цвета);

5)  сложение целых слов , когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом:  сорви  +  голова  =  сорвиголова еле  +  еле  =  еле-еле ;

6)  сложение основ слов  с помощью соединительных гласных  -о-  и  -е- белый снег - бел о снежный ферма для птиц - птиц е ферма ;

7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются  сложносокращённые слова  и  аббревиатуры стенная газета - стенгазета Московский государственный университет - МГУ ;

8)  сращение , или слияние в одно слово компонентов словосочетаний:  близ  лежащий близлежащий с  +  ума  сшедший  сумасшедший .

2.  Неморфологический способ  - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи  омонимии  (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова):  среда  (день недели) -  среда  (окружающая обстановка, общество);  Ампер  (учёный) -  ампер  (единица измерения силы тока).

2) при помощи  перехода одной части речи в другую  (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом  новенькая: У Маши  новенькая  кофточка . - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже:  кофточка  (какая?)  новенькая.
В класс пришла 
новенькая . - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное -  красивая новенькая , предлог -  у новенькой .

Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное  течение  - предлог  в течение ; деепричастие благодаря  - предлог  благодаря  и т. п.

Задания.

1. Определите способ словообразования слов  объективность, лисонька, подоконник, направо . Определите, новые слова или формы слов  рисующий, проехала, красивее, переходя .

2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.

1) С исчерпывающей  полностью  Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был  заготовлен  трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести  измываний  соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с большой шириной  и глубиной.
5)  Ехай  скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и  жгёт .
7) Вы не  хочете  отдохнуть после обеда?

3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный

Ответ:  2, 5 .

Смотреть Урок 1

Смотреть Урок 2

Смотреть Урок 3

Смотреть Урок 4

Смотреть Урок 5

Смотреть Урок 6

Смотреть Урок 7

Смотреть Урок 8

Источник




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.