Загрузка данных...
2013.05.07 14:52:15
Просмотров: 12671
Дорогие друзья!
Если у вас хватит терпения дочитать это письмо до конца, то написать часть С в ЕГЭ по русскому языку будет существенно легче.
Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок.
( прим. редакции : В конце августа 2014 г. объявлены темы сочинений по литереатуре на ЕГЭ - 2015)
В формулировке задания части С прослеживается базовая композиция работы. От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:
Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват».
Мнение выпускника может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы. Ведите тактичный диалог с автором, не опускаясь до грубостей. В противном случае вы потеряете баллы по критериям «Этические нормы» и «Речевые ошибки».
Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль («вот как следует поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно-этические нормы нарушаются.
Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.
Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.
Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки. Критерии оценки сочинения можно скачать здесь . Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:
Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.
Всего можно получить за сочинение 23 балла.
Классификация грамматических, речевых и логических ошибок .
Давайте вместе разберём три работы старшеклассников, написанные по фрагменту из «Воспоминания о романе» Фазиля Искандера, и подумаем, что удалось вашим сверстникам, а что нет. Какие типичные ошибки возникают даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше?
Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.
(1) В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал.
(24) Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
По Фазилю Искандеру
Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:
После этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть комментарий:
Это предложение
нужно исправить.К этому предложению
есть комментарий.
Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её.В данном тексте Фазиль Искандерпоказывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.
Авторподнимает вопрос о влияниикниги на мировосприятие ребёнка, опираясь насобственные воспоминания об изменениях, происшедших в нём после прочтения «Анны Карениной».Отношение мальчика к
обыденным вещам резко меняется после знакомства с этой книгой. «Анна Каренина» не только открывает ему новый мир, но и подталкивает к глубоким размышлениям. Осмысление этого произведения раздвигает границы его воображения и наполняет его новыми ощущениями.Фазиль Искандерположительно относится к раннему знакомству с серьёзной литературой. Он с восторгом пишет о своих детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда «главное понял».
Я согласна с писателем в том, что хорошее произведение может повлиять на человека в любом возрасте. В «Алых парусах»Грэй, прочитав книгу о мореходстве, решил связать свою жизнь с морем.На меня так повлияла книга «Три мушкетёра» в детском возрасте, что яне только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык.Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.Настя, 10 класс, первый опыт сочинения для ЕГЭ
(188 слов)
Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.
«Это был роман-дом, где хочется жить…»Да, книги порой становятся целым отдельныммиромдля нас,миромзаманчивым и непостижимым.Миром, вкотороммы сами находим любимых героев,которымпотом подражаем,миром, формирующим наш вкус, наши мечты и стремления.Кто поспорит с тем, что рано прочтённая литературанаравне с другими видами искусства оказываетнеизгладимоевлияние на восприятие действительности?Фазиль Искандер в приведённом отрывке
описывает своё первое знакомство с «Анной Карениной».Книгу, возможно, он понял в тринадцать лет не до конца, но в то же время,главная идея и атмосфера книги его потрясли, оставшись в памяти на всю жизнь.
Разумеется, литература влияет и на литературных героев.В «Евгении Онегине» Татьяне Лариной «рано нравились романы». Читая их, она составляла собственное представление о любви. Во многом именно такой «французской романтики» она и пыталась добиться потом от Онегина, к сожалению (а может, и к счастью) неуспешно.Я и сейчас помню впечатление, испытанное мной от прочтения повести
Солженицына«Матрёнин двор» в одиннадцать лет. Для меня тогда судьба праведницы Матрёны явилась настоящей трагедией, не меньшей, наверное, чем смерть Анны Карениной для Фазиля Искандера. Будучи совсем ещё ребёнком, я сумел где-то на подсознательном уровне почувствовать всю мощь этого произведения, прикоснутьсяк ней, чтобы взять эту книгу в руки потом ипостигнуть ещё одну частичку того мира, в котором мы живём.
Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения.Хорошая литературапрививает нам вкус, открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг?Так и жить будет неинтересно!Тихон, 11 класс
(263 слова)
Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла
Одной из проблем, раскрытых в этом тексте, является проблема влияния литературы на человека.Герой текста, случайно обнаруживший и прочитавший роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», будучи мальчиком тринадцати лет, не мог полностью понять значение и смысл этого произведения, но впечатление, произведённое данной книгой, запомнилось ему на всю жизнь.
Автор до сих пор помнитжаркое лето, когда он впервые познакомился с «Анной Карениной», помнит ту тоску, которую могла утолить только эта книга, в мир которой ему так хотелось попасть, где так хотелось жить. Этот роман стал для него чем-то большим, чем просто художественное произведение: он стал спасением для мальчика в трудное время войны.
Столь яркое впечатление, конечно же, оставляет след в сознании человека, влияет на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.Подтверждение этого можно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна,любящая читать романы о возвышенной любви, придающая им большое значение, воплощает в жизньмечты, желания, действия их героев: она мечтает овечной, чистой любви, встречает рассветы на балконе,её манеры и образ жизни напоминают поведение романтических героев. А когда Татьяна влюбляется в Онегина, она пишет ему письмо так же, какгероини её любимых романов.
Влияние литературы на человека также прослеживаетсяв романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нёмпротивопоставлены два мира — Николая Кирсанова и Евгения Базарова. У них совершенно разные точки зрения, приоритеты, цели в жизни, и в формировании этих отличий книги играют не последнюю роль. Автор отмечает, что Николай Кирсанов любит Пушкина — поэта из того, «старого» мира, который пытаются разрушить такие, как Евгений Базаров. Он читает сугубо научную литературу и не признаёт художественную,уважает только прикладные науки.
Таким образом, можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.Лера, 11 класс
(312 слов)
Итого: 20 баллов. Исправленный текст можно оценить на 23 балла.
Вы внимательно следили за разбором работ ваших «коллег». Значит, вы поняли, что наиболее уязвимое место любого сочинения — это аргументы. Их не только важно правильно подобрать, но и суметь представить в нужном аспекте. Следите за логикой и композиционной структурой работы. Будьте искренни и естественны, как юная Татьяна, настойчивы и упорны, как капитан Грэй, и тактичны, как Николай Петрович Кирсанов.
Желаем вам вдохновения и успеха!
Елена Владимировна Кузнецова, учитель русского языка и литературы
Понравилась статья? Поделись!
Uteplenie_Kl
Эффективное воздухонепроницаемость наружных стен — удобство и бюджетность в вашем здании! Согласитесь, ваш дом заслуживает выдающегося! Изоляция внешних стен – не голос решение для экономии на отоплении, это вложение в благополучие и долгосрочность вашего дома. ✨ Почему теплоизоляция с нами-специалистами? Квалификация: Наши – компетентные. Наш коллектив заботимся о каждой детали, чтобы обеспечить вашему недвижимости идеальное изоляция. Стоимость термоизоляции: Наша компания ценим ваш бюджетные ограничения. Наружное утепление фасада цена – от 1350 руб./кв.м. Это вкладывание в ваше уютное будущее! Энергосберегающие технологии: Забудьте о потерях тепловой энергии! Материалы, которые мы используем не только сохраняют тепловую атмосферу, но и дарят вашему домовладению новый уровень комфорта энергоэффективности. Создайте свой домашний интерьер комфортабельным и модным! Подробнее на https://stroystandart-kirov.ru Не предоставляйте без внимания свой дом на произвольное стечение обстоятельств. Доверьтесь нашей бригаде и создайте тепло вместе с нами-специалистами!
BVZ_Moskva_k
Скоро возводимые здания: коммерческий результат в каждом кирпиче! В современной действительности, где время имеет значение, строения быстрого монтажа стали реальным спасением для коммерческой деятельности. Эти современные сооружения комбинируют в себе устойчивость, финансовую выгоду и быстроту установки, что позволяет им идеальным выбором для разнообразных коммерческих задач. Быстровозводимые здания из металлоконструкций стоимость 1. Быстрое возведение: Секунды - самое ценное в деловой сфере, и скоро возводимые строения обеспечивают существенное уменьшение сроков стройки. Это особенно востребовано в сценариях, когда важно быстро начать вести бизнес и начать получать доход. 2. Финансовая эффективность: За счет оптимизации производства и установки элементов на месте, экономические затраты на моментальные строения часто оказывается ниже, по сравнению с традиционными строительными проектами. Это позволяет сэкономить средства и добиться более высокой доходности инвестиций. Подробнее на https://scholding.ru В заключение, объекты быстрого возвода - это оптимальное решение для коммерческих инициатив. Они комбинируют в себе быстроту монтажа, финансовую выгоду и твердость, что сделало их отличным выбором для предпринимательских начинаний, готовых к мгновенному началу бизнеса и получать деньги. Не упустите шанс на сокращение времени и издержек, превосходные экспресс-конструкции для ваших будущих проектов!
JosephRex
Ваш онлайн кинотеатр. Постоянно обновляемая и дополняемая основание с фильмами. Последние новинки мирового проката. Лучшие из лучших кинофильмы российского и иностранного кинематографа. Kinositepro https://kinositepro.ru
Денис
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (999) 529-09-18 Денис.
Антон
Перезвоните мне пожалуйста 8 (495) 248-01-88 Антон.
Евгений
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (952) 275-09-77 Евгений.
2019.04.10 10:10:44 Просмотров: 6732
2019.04.08 10:00:13 Просмотров: 20985
2019.04.08 09:58:40 Просмотров: 6694
2019.04.05 13:24:38 Просмотров: 6233
Uteplenie_Kl2023-12-28 09:16:12
Эффективное изоляция наружных стен — комфорт и экономическая выгода в вашем доме! Согласитесь, ваш жилище заслуживает первоклассного! Тепловая изоляция наружных стен – не исключительно решение для экономии на тепле, это инвестиция в комфорт и прочность вашего здания. ✨ Почему утепление с нашей компанией? Квалификация: Наша команда – профессиональные. Наша команда заботимся о каждом элементе, чтобы обеспечить вашему жилищу идеальное теплоизоляция. Стоимость утепления: Наша компания ценим ваш бюджетные возможности. Утепление фасада снаружи цена – от 1350 руб./кв.м. Это вложение средств в ваше удовлетворительное будущее! Энергоэффективность: Забудьте о термических потерях! Наши не только сохраняют тепло, но и дарят вашему домовладению новый уровень энергоэффективности. Сделайте свой дом уютным и стильным! Подробнее на http://stroystandart-kirov.ru Не передавайте свой жилище на произвольное стечение обстоятельств. Доверьтесь нашей бригаде и создайте тепло вместе с нашей командой!