Загрузка данных...

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 8

2013.10.10 10:02:17

Просмотров: 4459

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 8

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 8 

Итак, на предыдущих занятиях мы учились писать сочинение - рецензию на авторский текст. За бортом нашего корабля остались такие темы, как слова исконные и заимствованные, устаревшие историзмы и архаизмы, неологизмы. И огромный пласт "Функциональные стили речи", куда входят разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили со своими особенностями лексики, морфологии и синтаксиса. Всё это есть в книге М. Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю", которую можно приобрести в издательстве "Горная книга". Сегодня и в дальнейшем мы будем говорить об элементах языковой системы - фонетике и ее влиянии на орфографию, о самой орфографии, разборе слова по составу и словообразовании, морфологии и синтаксисе.

Занятие 9.  Фонетический разбор. Алфавит. Графика. Орфография

Записывая слово, мы сначала его проговариваем про себя. Есть языки, где буквами алфавита на письме передаются все звуки, - в этом случае число букв и звуков в слове совпадает. В русском языке буквы передают не все звуки. Чтобы в этом убедиться, попробуйте написать на слух слово  сдирает . У вас вполне может получиться "здираит" или "здераит". А почему? Потому, что вы записали на слух, а не по правилам грамотного письма приставку - с , корень - дир -, глагольное окончание - ет . Только в суффиксе - а - вы не ошиблись, поскольку на звук [а], обозначенный этой буквой, падает ударение.

Из этого поучительного примера следуют два вывода. Первый: наше письмо звуко-буквенное и выработка стойких навыков правописания должна производиться с учётом звукового - фонетического - устройства слова. Второй: умение выделять морфемный состав слова, то есть приставку, корень, суффикс и окончание, - непременное условие грамотного письма.

Нормы литературного произношения зафиксированы в орфоэпическом словаре, написания слов - в орфографических словарях.

Начнём анализ звукового и буквенного состава русских слов с алфавита. Над буквой надпишем её название, под буквой в значке транскрипции основные звуки, которые соответствуют ей при произношении в слове.

                                  

 

Значком [ ] обозначается транскрипция; значком ` - мягкость согласного звука, есть также долгие согласные звуки, они произносятся, например, в словах  щука  ([ш`] ука ), касса  ( ка [с] а ),  беззаботный  ( бе [з] аботный ),  длинный  ( дли [н] ый ).

Здесь и далее может употребляться транскрипция части слова или одной буквы.

 
Комментарии.

1. Все гласные буквы имеют звуки, отражённые в представленной транскрипции, только под ударением. Гласным звукам принадлежит важнейшая функция в слове: на них падает ударение и они образуют слог.

Слог - звук или группа звуков, которые произносятся одним напором выдыхаемого воздуха. В русском слове ударение только одно и столько слогов, сколько гласных звуков - на письме, соответственно, букв, например:  эхо - э-хо, безопасность - бе-зо-па-сность, карман - ка-рман, майка - май-ка, компас - ком-пас .

Внимание! В наших примерах отразилось слогоделение как явление фонетики, связанное со степенью звучности, которой обладают звуки. Самый большой индекс звучности - 4 - у гласных звуков, в образовании которых участвует голос. Далее идут согласный [й`] и сонорные согласные [л, м, н, р] с индексом звучности 3, в образовании которых участвуют голос и шум. Наконец, все остальные согласные звуки со степенью звучности 1, в образовании которых участвует только шум и которые имеют общее название шумные. Граница слога проходит по границе степени звучности: после гласного звука (первые три слова) или после согласного [й`] и сонорного согласного, если за ними стоит шумный согласный (последние два слова). По правилам же и делить слово на слоги, и давать научную характеристику слогам можно только в фонетической транскрипции. В нашем случае важно отметить два момента:

1)                       слогоделение не всегда совпадает с правилами переноса слов;

2)                       по тому, какую позицию по отношению к уданому слогу занимают остальные слоги, они делятся на предударные и заударные (найдите их в приведённых словах). В безударной позиции большинство гласных звуков изменяют своё качество, например,  ч а сы  [ч`и э сы], отчего и возникает вопрос о написании буквы на месте безударного звука.

В книге будут предложены задания на расстановку в словах ударения - проверяйте себя по орфографическому словарю.

2. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я уже в самом названии букв имеют два звука. При этом первый звук [й`], а второй как у соответствующего гласного [э, о, у, а]: Е [й`э], Ё [й`о], Ю [й`у], Я [й`а]. Эти буквы могут при определённых позициях в слове, произноситься как два звука, например,  ю ла  [й`ула], а могут терять [й`], и тогда остаётся только вторая часть, например,  л ю к  [л`ук].

3. Почти все согласные буквы имеют звуки, которые могут произноситься в слове твёрдо и мягко, то есть образуют пары по твёрдости-мягкости: произнесите, например, звук буквы Н в словах  ныл  [ныл] -  Нил  [н`ил];  кон  [кон] -  конь  [кон`].

Лишь шипящие звуки [ж, ш, ш`, ч`] на месте согласных букв Ж, Ш, Щ, Ч, свистящий звук [ц] на месте буквы Ц и звук [й`] на месте буквы Й не имеют этой двойственности:

а) звуки [ж, ш, ц] только твёрдые: невозможно произнести "[ж`ивот]" - только [жывот], хотя в этом слове и пишется после Ж буква И;

б) звуки [ч, ш`, й`] только мягкие: сравните абсолютно одинаковое произношение конечных согласных звуков в словах  дочь  и  мяч , несмотря на наличие или отсутствие на письме Ь.

 

Задание.  Известно, что букве Щ соответствует мягкий долгий звук [ш`]. Писать надо ту букву, звук которой произносится:  шар  [шар],  мещане  - ме[ш`а]не,  шум  [шум],  щука  - [ш`у]ка,  школа, банщик . Однако есть слово, где произносится звук [ш], а пишется буква Щ, означающее "человек, оказывающий помощь". Что это за слово?

 

4. Мы видим, что согласные буквы Б, В, Г, Д, Ж, З могут произноситься, соответственно, как звуки [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], например, в словах  зу б  [зуп],  в сё  [фс`о],  ми г   [м`ик],  го д [гот],  но ж  [нош],  во з  [вос]. А буквы П, Ф, К, Т, Ш, С в определённой позиции слышатся как [б], [в], [г], [д], [ж], [з]:  о б крадывать  ( о [п] крадывать ),  о т городить  ( о [д] городить ),  с бить [збит`] и т. д. То есть данные согласные звуки образуют пары по глухости-звонкости [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]. Причём все эти звуки, кроме [ж] и [ш], могут быть также мягкими: сравните, например, произношение звука на месте буквы Б в словах быть бить, дуб, дробь .

Остальные согласные звуки непарные по признаку глухости-звонкости: звуки [й`, л, м, н, р] на месте букв Й, Л, М, Н, Р только звонкие, звуки [х, ц, ч`, ш`] на месте букв Х, Ц, Ч, Щ только глухие. Эти звуки по данному признаку не зависят от занимаемой позиции в слове и не изменяются в процессе говорения.

 

Задание.   Укажите слово, в котором произносится звук [з] :

1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово

5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Зачем в языке нужны буквы, не имеющие звуков? Они используются только на письме для обозначения:

а) определённого звучания слова, например, в слове  моль  звук [л`] на конце произносится мягко, а показано это при помощи Ь;

б) грамматического показателя слова или формы слова. Например, на конце слов купаться  и  купается  слышится [ца], но пишутся эти слова в соответствии со своей грамматической формой;

в)разделения в словах согласных звуков и гласных с [й`], например,  съел  [сйэл],  пью [п`йу].

Итак, буква может в слове иметь тот же звук, что и вне его, например,  ч а с  [ч а с],  ду б ы [ду б ы] - тогда звук находится в сильной позиции, а звуковое значение буквы называется основным. Буква в слове может иметь не тот же звук, что вне слова, например,  ч а сы и э сы],  ду б  [ду п ] - тогда звук находится в слабой позиции, а звуковое значение буквы называется второстепенным. Правила передачи основных звуковых значений букв на письме регулирует графика. Правила передачи второстепенных значений - орфография.

Задание.  Укажите номер (номера), где неправильно поставлено ударение в словах. Проверьте себя по орфографическому словарю, а если не знаете значения слова, то по толковому. Затем сверьтесь с ответом:

 

1)                 a`лкоголь                 5) парте`р

2)                 то`рты                      6) ана`том

3)                 красиве`йший          7) жалюзи`

4)                 отку`порить              8) каучу`к

Ответ: 1, 3,

Задание.  Отгадайте слова по их звуковой характеристике и запишите.

1. 1-й звук - твёрдая пара звука [р`], 2-й звук - гласный [у], 3-й звук - глухая пара звука [г], 4-й звук - гласный [а].

2. 1-й звук - мягкая пара звука [л], 2-й звук - гласный [и], 3-й звук - глухая пара звука [б], 4-й звук - гласный [ы].

3. 1-й звук - непарный мягкий глухой звук [ч`], 2-й звук - гласный [а], 3-й звук - мягкая глухая пара звонкого звука [з], 4-й звук - мягкая глухая пара звонкого звука [д]. Букв в этом слове больше, чем звуков, на одну единицу.

4. 1-й звук - гласный [э], 2-й звук - глухая твёрдая пара звука [д`], 3-й звук - гласный [а], 4-й звук - парный твёрдый [ш], который не совпадает с написанной буквой.

5. 1-й звук - мягкий непарный согласный [й`], 2-й звук - гласный [э], при этом оба звука обозначают одну гласную букву; 3-й звук - мягкая пара твёрдого звука [л]. Количество букв и звуков в этом слове совпадает.

Смотреть Урок 1

Смотреть Урок 2

Смотреть Урок 3

Смотреть Урок 4

Смотреть Урок 5

Смотреть Урок 6

Смотреть Урок 7

Источник




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.