Загрузка данных...

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 7

2013.10.10 09:54:32

Просмотров: 4352

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Урок 7

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 7 

 

Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу М. Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Тренировочный текст представлен в первом занятии.( Смотреть Урок 1

Ответы на задания  предыдущего занятия

1 - 4, 2 - 3, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 3. 

Занятие 8.  Сочинение - рецензия на авторский текст. Что такое рецензия; тема, идея и основная мысль сочинения; алгоритм продумывания и составления плана сочинения на черновике 

Сейчас мы обобщим почерпнутую ранее информацию для создания алгоритма написания сочинения - рецензии на текст, представленный в тренировочном варианте ЕГЭ. 

Чтобы написать рецензию на авторский текст, необходимо: 

1) следовать алгоритму коммуникативной ситуации: сначала вы воспринимаете авторский текст как читатель и исследователь, а затем сами становитесь автором, продумываете и создаёте текст, предназначенный другому читателю и исследователю; 

2) взять черновик, ибо без составления развёрнутого плана, набросков на черновике, оттачивания своих мыслей, написания и исправления написанного вам не обойтись. 

Итак,  тема вашего будущего сочинения -   рецензия . Толковый словарь определяет это понятие в отношении литературы как вид критики, статью, дающую анализ, оценку литературному произведению. Следовательно, в названии темы вашего сочинения утверждается, что вы пишете рецензию на авторский текст, а исходя из понятия слова "рецензия"  раскрыть тему  - значит  провести анализ этого текста и вынести ему личный приговор . Поэтому: 

1)  тема  любой рецензии - выяснение обозначенных автором проблем и объяснение своеобразия авторской позиции; 

2)  идея  любой рецензии - обоснование своей авторской позиции - согласия или несогласия со взглядом автора на поставленные им проблемы; 

3)  ведущий   речевой тип  любой рецензии - рассуждение, которое внутри может иметь описательные фрагменты; 

4)  структура  рецензии в основном (но не всегда) такова: 

а) в завязке тезис: рецензент обозначает тему (предмет) своего рассуждения (тип речи рассуждение); 

б) в основной части анализ: происходит раскрытие темы (рассуждение и описание); 

в) в заключении вывод: позиция рецензента (рассуждение). 

Предложенный в ЕГЭ текст - эссе Ф. Искандера о "Капитанской дочке" А. Пушкина и, в частности, о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым. Следовательно, у вас двойная задача: а) вспомнить "Капитанскую дочку" и составить собственное мнение о героях повести Гриневе и Савельиче; б) сопоставить своё и авторское отношение к этим героям.

Алгоритм составления плана рецензии и написание сочинения в черновике

План в черновике (чёрный курсив - вопросы рецензента самому себе).   Сочинение в черновике (светлый курсив - цитаты, подтверждающие мысли рецензента).

 I. Вступление
Как моё вступление может перекликаться с темой авторского текста? 
Как мне сразу указать стиль и тип авторского текста?
Автор текста (публицистического, эссе, рассуждения) уже во вступлении объявил, что в дальнейшем речь пойдёт о "Капитанской дочке". Я в своём вступлении сразу скажу, что эта тема мне знакома и интересна. 
II.    Анализ текста и позиции автора (по абзацному членению)
1) Тема исходного текста и задача автора.  
Что интересует автора текста? Какова задача автора? 
Автора интересует Савельич и его взаимоотношения с Гриневым. Он захотел высказать собственное мнение по этому поводу. 

1)     2)   Идея и основная мысль. 
В чём своеобразие авторского восприятия? Как автор оценивает Савельича?
Автор считает Савельича одним из главных героев повести, на самом деле не рабом Гринева, а хозяином положения.
Почему он так считает? 
Такое положение даёт Савельичу любовь к Петруше. 
Какой вывод делает автор? Какова основная мысль текста?
"Любовь - главнее всех".

Как автор объясняет своё восприятие Савельича, какие аргументы приводит в обоснование своей позиции? 
Он высказал предположение, что, видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и "переодел" свою няню в одежды Савельича.

3) Лексическое и иное своеобразие текста, помогающее автору раскрыть тему и идею и воздействовать на читателя.
Есть ли композиционное своеобразие?
Текст начинается с экспозиции. Экспозиция и заключение логически связаны.
Какая мысль проводится автором в экспозиции и развязке? Убеждает ли нас автор?
И там и там автор проводит мысль, что существуют произведения, которые оставляют след на всю жизнь и к которым всё время хочется вернуться. 

С помощью каких лексических средств автор воздействует на читателя? Убедительна ли его позиция?
1)    Повтор слова "наслаждение";
2)    синтаксический параллелизм ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!");
риторический вопрос, восклицание, антонимические сочетания ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!").

III. Заключение
Моё отношение к проблемам, затронутым автором, согласие или несогласие с его выводом. Что для этого необходимо?
1. Определить своё отношение к Савельичу и Петруше.
2. Сопоставить своё отношение к героям повести Пушкина и отношение к ним автора исходного текста. Здесь я выражу свою основную мысль и свяжу заключение и вступление своего текста.

Какая основная мысль моей рецензии?
Я не во всём согласен с автором эссе, что только подчёркивает значение "Капитанской дочки".

Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения публициста и его восприятие героев этой повести.


Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал  "с величайшим наслаждением"

Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше. Искандер вспоминает, что ещё в детстве, слушая "Капитанскую дочку", " чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги ", и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. " Любовь - главнее всех ", - делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.



Искандер, очевидно, искал объяснение своему восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, " видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича ".





Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание " вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение ". И мы уверены, что "Капитанская дочка" для Искандера - как раз такое произведение.



Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. Главное слово его статьи - " наслаждение ", которое он повторяет каждый раз, когда речь идёт о любимой повести или любимом герое. Савельич предстаёт перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму (" Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! "), риторическому вопросу, воклицанию, антонимическим сочетаниям (" Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! "). Такое эмоциональное восприятие персонажа передаётся и читателю.
 



Прочитав статью Искандера, я подумал, что моё восприятие Савельича не совсем совпадает с авторским. Да, Савельич любил Гринева, но это так естественно показано Пушкиным, что моё внимание было всё-таки сосредоточено на образах Гринева и Пугачева (наверное, соглашусь здесь с Цветаевой - я тоже всё время ждал появления Пугачева). Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что "Капитанская дочка" - великое произведение, раз может иметь множество прочтений.

 

Задание.  Перепишите сочинение в тетрадь - это будет полигоном для оттачивания умения создавать высказывания и иллюстрацией уровней языковой системы. Рассмотрите варианты вступлений и заключений.

Варианты вступления:

1) если авторский текст на тему, вам знакомую, то сразу можно указать на этот факт (как в нашем случае);
2) если авторский текст на тему, вам не знакомую (вы не читали непрограммного произведения, не видели картины, не слышали исполнителя, не бывали в описываемом месте и т. п.), то можно сразу это обозначить, указав, что текст автора вызвал ваш интерес;
3) если авторский текст на абстрактную для вас тему (рассуждения о смысле жизни, описание какого-то человека, явления природы), то можно сказать, что такие тексты, как этот, всегда заставляют задуматься (вызывают отклик в душе).

В соответствии с этим возможны следующие варианты заключения:

1) на п. 1 - обоснованная ваша позиция согласия или не согласия (как в нашем случае) с позицией автора текста;
2) на п. 2 - обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором;
3) на п. 3 - обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором.
При написании заключения в тексте ЕГЭ ориентируйтесь на рекомендации в задании.

Смотреть Урок 1

Смотреть Урок 2

Смотреть Урок 3

Смотреть Урок 4

Смотреть Урок 5

Смотреть Урок 6

Источник

 



Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.