Загрузка данных...
2013.10.10 09:54:32
Просмотров: 4353
Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу М. Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Тренировочный текст представлен в первом занятии.( Смотреть Урок 1 )
Ответы на задания предыдущего занятия :
1 - 4, 2 - 3, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 3.
Занятие 8. Сочинение - рецензия на авторский текст. Что такое рецензия; тема, идея и основная мысль сочинения; алгоритм продумывания и составления плана сочинения на черновике
Сейчас мы обобщим почерпнутую ранее информацию для создания алгоритма написания сочинения - рецензии на текст, представленный в тренировочном варианте ЕГЭ.
Чтобы написать рецензию на авторский текст, необходимо:
1) следовать алгоритму коммуникативной ситуации: сначала вы воспринимаете авторский текст как читатель и исследователь, а затем сами становитесь автором, продумываете и создаёте текст, предназначенный другому читателю и исследователю;
2) взять черновик, ибо без составления развёрнутого плана, набросков на черновике, оттачивания своих мыслей, написания и исправления написанного вам не обойтись.
Итак, тема вашего будущего сочинения - рецензия . Толковый словарь определяет это понятие в отношении литературы как вид критики, статью, дающую анализ, оценку литературному произведению. Следовательно, в названии темы вашего сочинения утверждается, что вы пишете рецензию на авторский текст, а исходя из понятия слова "рецензия" раскрыть тему - значит провести анализ этого текста и вынести ему личный приговор . Поэтому:
1) тема любой рецензии - выяснение обозначенных автором проблем и объяснение своеобразия авторской позиции;
2) идея любой рецензии - обоснование своей авторской позиции - согласия или несогласия со взглядом автора на поставленные им проблемы;
3) ведущий речевой тип любой рецензии - рассуждение, которое внутри может иметь описательные фрагменты;
4) структура рецензии в основном (но не всегда) такова:
а) в завязке тезис: рецензент обозначает тему (предмет) своего рассуждения (тип речи рассуждение);
б) в основной части анализ: происходит раскрытие темы (рассуждение и описание);
в) в заключении вывод: позиция рецензента (рассуждение).
Предложенный в ЕГЭ текст - эссе Ф. Искандера о "Капитанской дочке" А. Пушкина и, в частности, о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым. Следовательно, у вас двойная задача: а) вспомнить "Капитанскую дочку" и составить собственное мнение о героях повести Гриневе и Савельиче; б) сопоставить своё и авторское отношение к этим героям.
План в черновике (чёрный курсив - вопросы рецензента самому себе). | Сочинение в черновике (светлый курсив - цитаты, подтверждающие мысли рецензента). |
I. Вступление
III. Заключение
Какая основная мысль моей рецензии?
|
Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения публициста и его восприятие героев этой повести.
|
Задание. Перепишите сочинение в тетрадь - это будет полигоном для оттачивания умения создавать высказывания и иллюстрацией уровней языковой системы. Рассмотрите варианты вступлений и заключений.
Варианты вступления:
1) если авторский текст на тему, вам знакомую, то сразу можно указать на этот факт (как в нашем случае);
2) если авторский текст на тему, вам не знакомую (вы не читали непрограммного произведения, не видели картины, не слышали исполнителя, не бывали в описываемом месте и т. п.), то можно сразу это обозначить, указав, что текст автора вызвал ваш интерес;
3) если авторский текст на абстрактную для вас тему (рассуждения о смысле жизни, описание какого-то человека, явления природы), то можно сказать, что такие тексты, как этот, всегда заставляют задуматься (вызывают отклик в душе).
В соответствии с этим возможны следующие варианты заключения:
1) на п. 1 - обоснованная ваша позиция согласия или не согласия (как в нашем случае) с позицией автора текста;
2) на п. 2 - обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором;
3) на п. 3 - обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором.
При написании заключения в тексте ЕГЭ ориентируйтесь на рекомендации в задании.
Понравилась статья? Поделись!
2019.04.10 10:10:44 Просмотров: 6687
2019.04.08 10:00:13 Просмотров: 20811
2019.04.08 09:58:40 Просмотров: 6643
2019.04.05 13:24:38 Просмотров: 6188