На
входе
процесса обучения присутствует некий человек (Ученик-человек, или искуственный интеллект), который чего-то
не
знает,
не
понимает,
не
умеет,
не
способен видеть, осознавать, действовать эффективно, проявлять определенные культурные паттерны.
На
выходе
процесса уже по сути другой человек, который, соответственно знает и умеет все, что нужно.
Т.е. обучение, как
процесс
и
деятельность
имеет ясно выраженный
результат
— обученный человек способен действовать более эффективно, продуктивно, результативнее, чем до обучения. И это можно измерить, если поставить такую задачу. Именно потому, что обучение способно кардинально повышать эффективность, а следовательно качество жизни человека, давать новые возможности — оно, обучение, востребовано.
Требования к обучению всегда зависят от конкретной исторической и социальной среды, в которой человек находиться. Эти требования определяют два главный элемента процесса обучения:
а) содержание, т.е.
чему учить
, какие знание давать и …
б) навыки, т.е. что человек
должен уметь
.
Древний человек, живущий в африканской саванне десятки тысяч лет назад, очевидно, имел другие требования к знаниям и навыкам, чем современный хипстер, живущий в Сан Франциско.
Знание и навыки — это разные вещи. Навык дает нам возможность достигать результата, а знание дает возможность достигать результата
наилучшим
образом и определять направление движение. Знание включает в себя также такие понятия как картина мира, ценности, принципы и собственно знания о явлениях и феноменах мира, увязанные в контекстное пространство.
Однакое, мир, окружающий нас, — сложная штука, и достигать результата в нем — не просто. Есть масса барьеров, поэтому, кроме знаний и навыков, человек должен обладать еще определенными
свойствами личности
, качествами характера, которые позволяют ему преодолевать препятствия, переносить неприятности, находить решения в неопределенных ситуациях, подниматься после падений и т.п.
Более того, практика показывает, что сила личность более важна, чем наличие знаний и навыков. Таким образом, обучение занимается также
трансформацией
личности, т.е. на входе слабое существо, не способное справиться даже с ничтожной проблемой и фрустрируемое любым пустяком, а на выходе мощный ресурсный лидер, который способен сам преодолевать препятствия и вести за собой других. Это в идеале.
Итак, обучение должно обеспечить три важных результата:
-
трасформацию личности
-
развитие навыка
-
передачу знаний
Однако, это еще не все. Обучение не может занимать много времени, оно должно происходить по возможности быстро, эффективно достигать результата, учитывая индивидуальную специфику ученика, поэтому есть понятие
методики обучения, преподавания
— т.е. совокупность приемов и подходов, отвечающих на вопрос —
КАК
мы можем кого-то научить?
Также обучение не происходит в безвоздушном пространстве, оно как процесс очень похоже на проект: имеет этапы, циклы, задачи, ресурсы, проходит в определенной среде, имеет свои метрики. Это значит, что обучение как процесс — как-то организовано, т.е. кроме содержания и методики в обучении присутствует
организационная
составляющая, которая дает понимание в какой последовательности и что делать? Это важно, потому, что знания и навыки могут быть очень крутыми, методика успешна, но процесс, к примеру, плохо организован, что также может влиять на результат. Поэтому организация процесса обучения добавляется в рассмотрение. Кроме того, как правило и методики и, тем более, организация процесса резко отличаются при индивидуальном и массовом обучении.
Наконец, обучение это не безличный процесс — есть
субъект
обучения, тот, кто учит, добивается изменений — Учитель, Преподаватель, Тренер, Наставник, Коуч, Инструктор и
объект
обучения — тот, кого учат, кого пытаются изменить — Ученик, Менти, Протеже и т.п.
-
Роли Учителя, Преподавателя, Тренера, Наставника, Коуча, Инструктора — отличаются, так как каждая из этих ролей преследует достижение
разного
результата. В жизни эти роли часто смешаны.
-
Преподаватель это обычно тот, кто создает образовательный контент, нам привычно воспринимать его в виде лектора. Он рассказывает, объясняет, отвечает на вопросы. Цель преподавания — усвоение и понимание знания. Часто Преподаватель — хороший эксперт в предметной области, но не обязательно, что он хороший учитель и тренер, т.е. не факт, что он умеет учить, владеет методиками обучения и способен организовать процесс. Читать лекции это одно, а учить — это другое. Это разные вещи, так как разный ожидаемый результат. Читать лекции — это про интересно, увлекательно и, желательно, понятно. Это про шоу бизнес. Учить это про то, чтобы человек мог в конце обучения продемонстрировать понимание и навыки. Автор контента и автор методики обучения — также правообладатели.
-
Учитель, Тренер, Инструктор — как правило, учит навыку. Цель тренировки — достижение навыка с определенным уровнем качества результата. Тренер также может вытупать в роли Преподавателя, т.е. что-то рассказывать, но только для того, чтобы помочь в достижении качественного навыка. К примеру, обучение грамоте это больше про навык. Нам сообщают знания не ради их ценности, а чтобы помогать не совершать ошибки. Этот навык важен и повседневен. А вот учитель биологии — это больше про предмет и эрудицию. Нет задачи обучить какому-то навыку в школе. Соответственно в ВУЗе уже иначе — теоретически это профессиональное обучение, значит человек после ВУЗа должен не только что-то знать/ понимать, но и уметь. В идеале.
-
Коуч, Наставник — часто тот, кто помогает развивать личность.
Однако, в жизни эти роли часто бывают перемешаны. В любом случае профессионал в обучении отличается от просто эксперта предметника тем, что он владеет методикой обучения и методикой организации процесса обучения. Т.е. профессиональный преподаватель не только знает предмет, как эксперт, но еще умеет
учить
и умеет
организовать
процесс обучения.
Промежуточное резюме — элементы обучения включают: