Загрузка данных...

Русские бронепоезда. «Морской» бронепоезд

2013.10.08 13:29:08

Просмотров: 4140

Русские бронепоезда. «Морской» бронепоезд
В ноябре 1914 года немецкие части прорвали русский Северо-Западный фронт в районе Лодзи. Для прикрытия железной дороги Варшава - Скарневицы по приказу начальника 6-й Сибирской пехотной дивизии 4-й железнодорожный батальон спешно оборудовал блиндированный поезд. Времени было в обрез, поэтому для его постройки использовали два 4-осных и один 2-осный металлические полувагоны и пассажирский паровоз серии Я. Изнутри вагоны попросту обшили досками, а в бортах прорезали бойницы для винтовок и пулеметов. Паровоз и тендер прикрыли с боков стальными листами для защиты от пуль. Комендантом поезда назначили штабс-капитана 7-го Финляндского стрелкового полка Васильева.

Несмотря на примитивную конструкцию, и слабое вооружение (пулеметы и винтовки), этот блиндированный поезд оказал большую поддержку нашим войскам. Приданный 40-му пехотному полку для усиления обороны Скарневицы, поезд вступил в бой 10 ноября 1914 года у станции Колюшки.

12-13 ноября 1914 года уже под командованием капитана 4-го железнодорожного батальона А. Савельева, бронированный поезд «рассеял неприятельские части, восстановил сообщение, поправляя неоднократно под огнем испорченный путь, и отвел два поезда с огнестрельными припасами и продовольствием, в котором сильно нуждались наши войска в городе Лодзь».

 

 


19 ноября состав не только отразил атаку германской пехоты, но, контратаковав, преследовал противника до станции Колюшки, а 23 ноября, во взаимодействии с 6-й Сибирской пехотной дивизией захватил ее. Впоследствии, капитан А. Савельев за мужественные действия в ноябре 1914 года, был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Впоследствии этот бронепоезд включили в гарнизон русской крепости Иванго-род, где его обслуживала команда из состава морского полка особого назначения, которым командовал генерал-майор Мазуров. Эта часть действовала на Западном фронте и имела особую организацию. 12 июля 1915 года генерал-майор Мазуров докладывал коменданту Ивангорода генерал-майору А. Шварцу:

«Доношу Вашему Превосходительству, что согласно Вашего приказания, сегодня в 6 часов утра закончено оборудование блиндированного поезда. Вооружение поезда состоит из 2 37-мм орудий, 8 пулеметов и 80 стрелков. Снабжение поезда состоит из: 144 снаряженных пулеметных лент по 250 патронов; 5 неснаряженных лент, которые снарядят в вагоне, чтобы они умели снаряжать в тесном месте; 72000 запасных патронов для пулеметов без обойм; 9000 (приблизительно) патронов на руках у стрелков; 19000 запасных патронов в обоймах для стрелков; 2 машины для снаряжения пулеметных лент; 200 снарядов для 37-мм пушек. Кроме того имеются запасные части для пушек и пулеметов, имеется также взрывчатое вещество (четыре 18-фунтовых патрона и восемь 6-фунтовых толовых) и запас провизии (консервы и сухари) на 2 дня».

Через неделю бронепоезд вступил в бой с наступающими австрийским частями, о чем командиру полка 19 июля 1915 года докладывал мичман Флейшер:

Изготовление типового бронепаровоза по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. 1915 год, Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог (ВИМАИВВС).


«Доношу Вашему Превосходительству, что я с прапорщиком Шевяковым и с полуротой вверенной мне роты сего числа находился в бою с 1 часу дня до 7 часов 30 минут вечера на блиндированном поезде под командой поручика Мухина. На поезд была возложена задача помогать отходу наших войск со 2-й линии крепостных позиций на Сехецовские позиции. Отход этот вдоль линии железной дороги совершался под натиском превосходных сил австрийцев и некоторые наши части (1-й батальон Башкадекарского полка) подвергались опасности быть отрезанными.

Поезд шесть раз ходил в атаку на наступавшего врага, каждый раз обращая его в поспешное бегство и выручая, таким образом, свои части. Первый раз поезд ходил в атаку по Радомской ветке в Банковецком лесу. При этом он попал под весьма сильный огонь неприятеля, который, потерь, однако, не причинил, а лишь испортил одну винтовку. Австрийцы, в силах нескольких рот, были отогнаны. Второй, третий, четвертый и пятый раз поезд ходил в атаку в том же лесу по Козеницкой ветке. Здесь действовали силы австрийцев вначале от 2-х батальонов постепенно увеличивающиеся. Каждый раз поезд отгонял австрийцев свыше версты и наносил врагу значительные потери. Австрийцы прямо бежали от поезда. Сам поезд также подвергался все время сильному обстрелу и во время одной из атак в него было брошено несколько ручных бомбочек, разорвавшихся шагах в 15-ти и вреда не причинившие.

Изготовление типовых бронеплощадок по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. 1915 год, Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог. Обратите внимание, что дверь для посадки команды в правом броневагоне еще отсутствует: ее вырезали в уже приклепанном стальном листе (ВИМАИВВС).


Изготовление типовых бронеплощадок по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. 1915 год, Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог. Хорошо видна конструкция бронеказемата для орудийной установки, а также амбразура для стрельбы из переднего пулемета -такие имелись на двух первых бронепоездах. Впоследствии ее конструкцию изменили, и пулемет мог вести огонь не только вперед, но и вбок (ВИМАИВВС).


Огонь большей частью велся на расстоянии 100-150 шагов, но часто с отдельными группами людей поезд сближался на 1012 шагов. Во время одной из атак была нами успешно обстреляна из пулемета колонна неприятельской конницы, переходившая полотно. Попытки неприятельской артиллерии обстрелять поезд не увенчались успехом, ввиду нахождения поезда внутри неприятельского расположения. Попытки разрушить путь сзади поезда были отражены нашим пулеметным огнем. Во время атак на Козеницкой ветке нами было подобрано несколько неприятельских винтовок и один раненый нижний чин Тамбовской дружины...

На наши войска присутствие поезда оказывало прекрасное моральное действие. После 1,5 часового перерыва, во время которого поезд, по распоряжению начальства, стоял в резерве - в зоне лишь слабого шрапнельного огня - он был снова двинут в атаку на опушку леса, уже занятого значительными силами неприятеля. При приближении поезда австрийцы частью убегали, а частью разбежались по халупам, откуда были выбиты огнем наших 37-мм орудий, рассеяны и уничтожены пулеметным и ружейным огнем. После этой атаки, ввиду наступающей темноты, а также успешного окончания поставленной поезду боевой задачи, поезд был выведен из боевой линии и поставлен за Вислу. Доношу, что люди как в моем вагоне, так и в вагоне прапорщика Шевякова вели себя отлично. Работали весело, спокойно и совершенно не суетясь. Не было сделано ни одного выстрела зря. Отличившихся представить не могу, так как все оказались на высоте своего долга. Должен донести, однако, что более трудная работа пришлась на долю комендоров».

После боев под Ивангородом состав был оставлен на ремонт в Брест, где на небольшое время был «приватизирован» 3-м желбатом. В журнале боевых действий 4-й роты этого батальона есть такие записи:

«5 августа 1915 года. Рота прибыла в Брест.
8 августа 1915 года. Начало работ. Найденный в Брестских мастерских блиндированный поезд взят в роту и ремонтируется».

Первый типовой бронепоезд, изготовленный по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог, 1 сентябр 1915 года. На будке машиниста видна табличка с названием, справа дана ее выкадровка (РГВИА).


Общий вид типового бронепоезда 2-й Заамурской железнодорожной бригады «Хунхуз», построенного 4-й ротой 2-го Заамурского железнодорожного батальона в Киевских мастерских. 1 сентября 1915 года. У состава стоят офицеры 2-й Заамурской бригады и инженеры мастерских, руководившие проектированием и строительством состава (РГВИА).


При отходе от Бреста 16 августа 1915 года поезд у Кобрина отбил три атаки немцев, наступавших на Переяславский пехотный полк у деревни Поляничи и, двинувшись вперед, занял позиции противника.

Но при убытии 3-го железнодорожного батальона с Западного фронта, бронепоезд вновь поступил в Морской полк особого назначения. В составе этой части, с белыми якорями, нарисованными на броне, поезд действовал до лета 1917 года.

10 марта 1916 года, выходя на боевую операцию, поезд № 4 попал в засаду, устроенную немцами, получил серьезные повреждения и потерял два вагона, расстрелянный германской батареей. После этого поезд отвели на ремонт в Гомельские мастерские, где он простоял до ноября 1916 года. После восстановления бронепоезд включал в себя два металлических 4-осных блиндированных полувагона «Фокс-Арбель» и бронепаровоз серии Я.

Весной 1917 года командование Западного фронта возбудило ходатайство о передаче бронепоезда от моряков армии. 26 апреля 1917 года в Ставку было направлено следующее донесение:

«На Западном фронте находится бронепоезд Отдельной морской бригады особого назначения. Состоя в прикомандировании к 10-му железнодорожному батальону, и неся службу под руководством того же батальона, вышеуказанный поезд остается в составе отдельной морской бригады.

Подобное положение создает некоторые неудобства в пользовании поездом, так как личный состав поезд состоит из чинов Морской бригады, причем пополнение и перемена чинов поезда должны происходить с ведома и согласия начальника упомянутой бригады, который начальнику военных сообщений Западного фронта вовсе не подчиняется.

Главком армий Западного фронта ходатайствует о включении этого бронепоезда в состав 10-го железнодорожного батальона».

В июне 1917 года решение о передачи бронепоезда от моряков железнодорожникам было принято, причем командир бригады генерал Мазуров согласился оставить на составе все вооружение — две 37-мм пушки и 8 пулеметов Максима. Но, несмотря на это, до осени 1917 года 10-й железнодорожный батальон так и не смог укомплектовать бронепоезд нормальной командой - в батальоне не было ни артиллеристов, ни пулеметчиков.

Осмотр первого типового бронепоезда 2-й Заамурской железнодорожной бригады «Хунхуз» офицерами штаба Юго - Западного фронта. Киев, 1 сентября 1915 года. В центре стоит главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта Н. Иванов (с бородой) (РГВИА).


Осенью 1917 года солдаты 10-го желбата перешли на сторону советской власти. Бронепоезд получил наименование «Революционный бронепоезд», при этом его вооружение было усилено — вместо пушек Гочкиса в бро-невагонах установили по одному 76,2-мм полевому орудию образца 1902 года. Кроме того, в состав бронепоезда дополнительно включили металлический полувагон «Фокс-Арбель» с двумя 76-мм пушками Лендера из состава 3-й отдельной железнодорожной батареи для стрельбы по воздушному флоту.

В начале 1918 года бронепоезд получил новое наименование - № 1 «Минский коммунистический имени Ленина». В истории этого состава говорилось следующее:

«Бывший бронепоезд 10-го железнодорожного батальона. В Красную Армию перешел в дни октябрьской революции, и поступил в распоряжение ВЦИКа. Первые боевые столкновения были с немцами и гайдамаками под г Жлобин в феврале 1918 года, в боях с которыми площадки были разбиты, и бронепоезд ушел для нового бронирования на Брянский завод в первых числах марта».

Однако одна бронеплощадка и полувагон «Фокс-Арбель» с двумя 76-мм пушками Лендера не были разбиты, а попали в руки польских легионеров, которые включили их в состав бронепоезда «General Konarzewski*.

Бронепаровоз серии Я из состава «Минского коммунистического» после ремонта включили в состав нового бронепоезда № 6 «Путиловцы». Этот состав имел две броне-площадки, построенные на Сормовском заводе, и действовавшего на Юго-Восточном и Южном фронтах, а также под Петроградом в 1919-1920 годах.

Свою службу бронепоезд № 6 «Путиловцы» имени тов. Ленина закончил в 1922 году, когда его расформировали в Украинском военном округе. К этому времени в его составе все еще имелся бронепаровоз серии Я, прежде входивший в бронепоезд Морской бригады особого назначения.

Типовой бронепоезд 2-й Заамурской железнодорожной бригады, обслуживаемый командой Собственного Его Величества железнодорожного полка. 1916 год. Обратите внимание, что в отличие от «Хунхуза» установка переднего пулемета изменена, и позволяет вести огонь не только вперед, но и в сторону (фото из архива С. Ромадина).
Автор Максим Коломиец, Главы книги "Русские бронепоезда Первой Мировой"

Статьи из этой серии:


Русские бронепоезда
Первый русский бронепоезд
Русские бронепоезда. «Морской» бронепоезд

 

Источник: Военное обозрение




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.