Загрузка данных...

"Шкурный вопрос" украинской церкви Московского Патриархата

2016.01.14 09:07:14

Просмотров: 2249

Ещё в конце прошлого года портал «Религия в Украине» сообщил об известии, которое должно было бы повергнуть в шок людей, находящихся «в теме». На епархиальном собрании Киевской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата предстоятель, блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий позволил духовенству Московского патриархата не поминать Московского Патриарха во время богослужения, если это влечёт конфликтные ситуации и недоразумения среди прихожан. Однако владыка немного слукавил. Оно и понятно, ведь он первый среди церковных иерархов Украины, ещё будучи местоблюстителем Киевской кафедры, обратился с открытым письмом к президенту России В. Путину, в котором указывал геополитические рамки государства под названием Украина и просил вывести войска, якобы нарушающие его территориальную целостность.


   Но всё же первым был не Онуфрий. Первым был митрополит Владимир (Сабодан), святость которого сейчас хочет подчеркнуть его бывший секретарь, митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). Именно митрополит Владимир (Сабодан) является своего рода первооткрывателем своеобразного литургического хаоса. Будучи выходцем из западных регионов Украины, на своей малой родине он позволил не поминать предстоятеля Матери-Церкви, используя риторику икономии, о которой сейчас твердит Онуфрий.

   Видимо, Владыки запамятовали, что внутренний распорядок жизни самой Церкви живёт не только по «икономии», но и по «акривии». Для разъяснения определим понятия: «икономия» ― от греческого «устроение дома, дел», «акривия» ― с греческого «строгость, точность». Симфония этих двух противоположностей управляет духовно-социальной жизнью Святой Церкви, а «перекосы» одного или другого церковного понятия приводят к греху, по-гречески «амортия», что в переводе означает «промах», промах мимо цели.

   Структура церкви универсальна в своём управлении. Любой государственный институт мог бы позавидовать системе управления, нормативным документам и относительно спокойной исполняемости правил и канонов, потому что реализация этих законов находится в совести каждого пастыря и пасомого. Человек, живущий духовной жизнью, старается быть в согласии со своей совестью, поэтому мир церковных взаимоотношений уникален.

   Всё же, несмотря на видимую демократичность, в организации присутствует некий абсолютизм. Наличие этой кажущейся несвободы подтверждается понятием догмата. Как пример догмата можно привести «тайну Троицы». Человек, не имея границ фантазии, может размышлять как хочет, что в итоге приведёт к неправильному пониманию этого вопроса. Догмат ― это то, что является церковной «икономией» и «акривией» вместе. Это некие границы, которые не позволяют свободе превратиться во вседозволенность. Хотим мы или не хотим, но полёт нашего разума всегда будет ограничен «пилотом», руководящим воздушным судном. Другими словами, некий абсолютизм необходим не только в социальной жизни, но и в догматической.

   Потеря имени своего Предстоятеля во время Литургического тайнодействия довольно частое явление в жизни Церкви, но это свидетельствует об отрыве от неё, о начале сектантского мышления. Когда та или иная церковная община перестаёт поминать своего Предстоятеля, она отделяется от полноты Христианского мира и становится неким новообразованием, которое к Христианскому древу никакого отношения не имеет. Это некий новопосаженный росточек, который либо засохнет, либо превратится в полноценную ересь без намёка на Христианство.

   Многие могут возразить, сослаться на то, что УПЦ МП имеет томос, грамоту Святейшего патриарха Алексия II от 27 октября 1990 г. о независимости и самостоятельности в своём управлении. Однако этот документ совсем не оговаривает очень важный, таинственный нюанс: позволительно ли Украинской Церкви Московского патриархата самостоятельно варить миро?

   Миро ― благовонное масло, точнее, особенная смесь растительных масел, которую используют при совершении таинства миропомазания, в том числе когда приобщаются к Православию инославные христиане. В апостольские времена каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но из-за приобщения к вере большого количества христиан и невозможности личной встречи каждого новокрещёного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием. Правом приготовления мира обладает только глава автокефальной церкви ― патриарх, митрополит. Патриарх Московский и всея Руси в последнее время совершает этот чин ежегодно, а затем раздаёт освящённое миро на приходы. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

   Как видим, УПЦ МП, имея своего Предстоятеля и свой Священный синод, так или иначе всё равно оказывается в духовной связи с Православием через Московского Патриарха, потому что без мира рождение новых членов в Святую Церковь невозможно. Права мироварения у предстоятеля УПЦ МП нет. Соответственно, исключать из литургической жизни Церкви имя человека, который даёт жизнь новым членам Церкви, является обманом и несправедливостью. От себя добавлю, что исходя из последних событий на Юго-Востоке Украины, это ещё и трусость со стороны некоторых высокопоставленных церковных иерархов УПЦ.

   Примитивизм мышления национального меньшинства в украинской Церкви выражается в попытке национализировать Святую Церковь, что не соответствует тенденции Древней Руси, частью которой является большая часть современной Украины. Изображение Спасителя Мира в украинской вышиванке, попытка перевода богослужебных текстов с церковнославянского на украинский язык ― всё это свидетельствует о натянутости, притягивании за уши, не имеет под собой никаких исторических оснований.

   Главная проблема современного православия на Украине ― то, что люди до сих пор не поняли, что отсидеться не получится, что их молчание подобно молчанию ягнят, которое позволяет волкам методично и точно расправляться с каждым из них в отдельности, убивая командный дух призывами к толерантному отношению к своей истории.

   Да, это тяжело ― встать на защиту своей Родины, особенно тогда, когда лично у тебя всё в порядке. Да, это тяжело ― заступиться за другого человека, своего собрата, сослужителя, а, может, даже архиерея, если лично тебя никто не трогает. Да, для Малороссии очень распространена пословица «Моя хата с краю, а я ничего не знаю». Но когда закончатся другие дома (хаты) волки придут лично к тебе, и вот только тогда ты поймёшь, что отсиживался. Считаю, что украинское православие сейчас сдаёт экзамен на своё существование. Многие отпадут. Некоторые останутся, но уйдут в подполье. В конце концов Украинская православная церковь Московского патриархата прекратит своё существование и, скорее всего, уйдёт в раскол к Филарету. Для того чтобы это не случилось, блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий должен обратиться к пастве с оценкой происходящего, не замалчивая проблем, не убирая имя святейшего Патриарха Кирилла из литургической жизни его чад. Ведь церковь никогда не приспосабливалась под действующую власть, она могла сотрудничать с властью, но не приспосабливаться.

   Очень хорошо церковное сосуществование с государством выражается в этом снимке, сделанном на приёме в честь 60-летия Октябрьской революции. Обратим внимание, кто куда смотрит. Лидер государства ― на рюмку. Будущий патриарх Алексий II ― на лидера, немного заискивая. Главный раввин московской хоральной синагоги Я. Фишман ― на лидера, причём услужливо подставляет рюмку для цокания. И лишь Святейший Патриарх Пимен строго смотрит на самого раввина, явно понимая, что сосуществование с государством ― это не только тосты и хвалебные речи с заискиванием, но абсолютно свой, индивидуальный путь, путь на Голгофу, за Христом, без шуток и послаблений, иногда суровый, мучительный. Но всегда приводящий к Пасхе, к Воскресению.

    И сейчас для Украинской церкви, для её выживания как автокефальной Церкви в фашистском государстве Украина необходим путь не заигрывания и заискивания, а целенаправленного следования за Христом на Голгофу. Пастыри Украинской церкви должны проанализировать в рамках церковной истории своё местонахождение, сообщить это народу, пастве. УПЦ МП должна вернуть имя Святейшего Патриарха в синодик своих богослужений, чётко указать государству своё место и, уповая на помощь Божию, ждать плодов от посаженного ими древа.
 



Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.