Ученые: химиотерапия может заставить опухоль эволюционировать

2015.12.03 14:23:58

Ученые: химиотерапия может заставить опухоль эволюционировать

Ученые из Томского университета выяснили, что химиотерапия может приводить не к уничтожению рака, а к обратному эффекту - появлению мутаций в его клетках и его превращению в устойчивые к лекарствам и крайне агрессивные формы опухолей.

Российские биологи из Томского университета обнаружили, что химиотерапия часто приводит к тому, что клетки раковой опухоли начинают мутировать, а не погибают, что может привести к развитию новой формы рака, устойчивой к подобным лекарствам, говорится в статье, опубликованной в  Сибирском онкологическом журнале .

"Мы выяснили, что химиотерапия может порождать мутации, которые раньше не встречались среди больных раком груди, благодаря появлению дополнительных копий генов на концевых участках хромосом. Мы должны понять, почему это происходит, и найти методы прогноза того, как будет развиваться опухоль. Нет сомнений в том, что химиотерапия должна быть строго индивидуальной, с учетом особенностей рака и пациента", — заявила Марина Ибрагимова из Томского университета.

Ибрагимова и ряд других российских генетиков и карцинологов под руководством Николая Литвякова из ТГУ пытались понять, почему даже самые новые и действенные формы химиотерапии примерно в четвертой части случаев оказываются бессильными перед раком груди.

Они попытались найти ответ на этот вопрос, наблюдая за здоровьем семи десятков женщин, проходивших сессии так называемой неоадъювантной химиотерапии перед удалением опухолей из их грудей.

Как отмечают исследователи, их интересовало то, какие изменения происходят в раковых клетках во время их контакта с молекулами лекарства, так как они достаточно долгое время подозревали, что клетки опухоли меняются во время "войны" с химиотерапией.

Оказалось, что это действительно происходит – в геномах раковых клеток тех женщин, которым химиотерапия не помогла, ученые обнаружили новые мутации и новые фрагменты ДНК в виде удвоения или утроения тех копий генов, которые находились на концевых участках хромосом. В этих регионах находились те участки ДНК, которые помогают опухоли сопротивляться химиотерапии.

Благодаря их удвоению клетки рака груди выжили и превратились в агрессивную форму рака, которая начала распространяться по организму. Таким образом, химиотерапия оказывает сама себе медвежью услугу – она способствует развитию новых форм рака, устойчивых к подобным воздействиям.

Пока ученые не знают, почему эти удвоения происходят у некоторых женщин, а у других их не наблюдаются. Литвяков и его коллеги планируют найти ответ на этот вопрос в ходе дальнейших наблюдений за развитием рака в грудях больных женщин. Кроме того, как отмечает Ибрагимова, сейчас томские ученые работают над созданием приборов и методик, которые позволяли бы предсказывать подобный исход и подбирать правильную версию химиотерапии для лечения.

РИА Новости