Загрузка данных...

Православные праздники Троица 2015: традиции и обряды

2015.05.28 21:51:08

Просмотров: 5936

Православные праздники Троица 2015: традиции и обряды

На Руси издавна почитаются православные праздники Троица 2015 года среди них занимает особое место.

Троица

- так в России называется праздник, установленный Церковью во имя единого бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого духа. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому имеет и другое название - Пятидесятница.

Празднование дня св. Троицы совпадает с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Когда-то этот праздник был насыщен обрядами, торжества начинались за неделю до Троицы и продолжались неделю после нее. Седьмая неделя после Пасхи называлась семицкой, зеленой, зелеными святками. В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Семик - четверг недели, предшествующей Троице и именуемой семицкой, и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. На эти дни накладывались воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших во все славянские христианские обряды.

Основа семицкой и троицкой обрядности - культ растительности. В России - это культ березы, ставшей символом русской природы. В Семик - Троицу украшали зеленью дома снаружи и внутри, пол в доме обязательно устилали душистыми травами и цветами, на божницу ставили букеты цветов, а на улицах ставили молодые деревца. Церковь тоже украшали зеленью.

В четверг седьмой недели после Пасхи праздновался Семик. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также праздник Семика-Троицы, воспринимавшийся как чествование возрождающейся после зимы природы, осмыслялся и как праздник девушек и женщин. В Семик девушки уходили в рощу "завивать" на березах венки, а также проводили еще один обряд - кумления.

Семик был днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле. В складчину готовили караваи, сочни, сырники, настаивали брагу, варили пиво. Обязательной ритуальной едой была яичница.

На праздник Троицы девушки шли развивать березку. В семьях пекли караваи, приглашали гостей. В роще на большой поляне рассаживались семейными кругами для угощения, расстилали скатерть, ставили каравай. Затем молодежь плела венки из березы и цветов, с венками на голове водила хороводы, играла в горелки. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. В комплекс троицких праздников входят еще и Троицкая родительская суббота и Духов День. В эти дни проводилось поминовение умерших, завершались обряды, связанные с чествованием березы. Неделю после Троицы называли русальной.


Троица (Пятидесятница)

отмечается на пятидесятый день после Пасхи, праздник установлен Церковью во имя единого бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого духа. На пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа апостолы услыхали доносившийся с неба шум, похожий на надвигающуюся бурю, затем над их головами внезапно вспыхнули огненные языки. Это дух Святой снизошел на апостолов, и тогда они отправились по миру проповедовать учение Христа. Праздник св. Троицы был введен в обрядовую практику Православной Церкви не во времена Крещения Руси, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия в начале ХV в. св.Сергием Радонежским и вскоре стал одним из главных и любимых на Руси. Этому способствовала воплощенная в празднике идея триединства Бога, которую сподвижники святого соотносили с идеей единения Руси, и совпадение дня св. Троицы с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы.

Зеленые Святки.

Троицу называли Зелеными Святками, потому что, как и зимние Святки, они длятся не один день, включают в себя несколько праздников. Как и зимние Святки, Троица представляет собой сплав языческих и христианских традиций.

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Семик - четверг недели, предшествующей Троице и именуемой семицкой, и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших во все славянские христианские обряды.

Культ березы.

В поверьях русского народа береза выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Она символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.

Береза испокон веков славилась своими целебными свойствами. Ее почки лечат суставы, ревматизм, болезни кожи. Березовый деготь обладает уникальными свойствами заживлять раны, исцеляет бронхи, входит в состав всем известной мази Вишневского. А из чаги, гриба - паразита, растущего на березе, в народной медицине готовят лекарства, лечащие опухоли и язвы. Березовый сок помогает при авитаминозе. И, конечно же, нельзя не упомянуть о березовом венике, без которого и баня не баня. Из бересты делали лодки, используя ее свойство не пропускать воду. На бересте писали, пока в обиход не вошла бумага, делали массу полезных в хозяйстве предметов: туеса, плетеные короба, лапти, узорчатые шкатулки, музыкальные рожки, браслеты. Они ценятся как произведения народного искусства. Древесина березы хорошо гнется, это свойство использовали при изготовлении бочек, саней, лыж. Береза не только греет (ценятся именно березовые дрова), но и светит (когда-то люди для освещения помещений пользовались лучиной, наибо

лее удачным материалом для нее считалась береза). Об универсальности этого дерева лучше, чем словами народной мудрости не скажешь: "Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, другое - от тьмы свет (лучина, дрова), третье - дряхлых пеленание (берестой связывали битые горшки), четвертое - людям колодец (березовый сок)". Береза - олицетворение России, ее поэтический символ. >

"Завивать" на березах венки.

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками. Завивали веночки "на желание", "на себя" и на всех родных. Березку украшали лентами, бусами, платками, а в некоторых местах еще и печеньем в виде веночков, и устраивали праздничную трапезу с яичницей, кашей, пирогами и квасом. Первая ложка каши давалась березке, а после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни.

Березка, березка.

Завивайся, кудрявая!

К тебе девки пришли,

К тебе красные пришли,

Пирога принесли

Со яичницей.


Кумление .

Наиболее распространенным был вариант обряда, когда девушки - две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: "Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться". Девушки по очереди парами целовали крестики, затем обменивались ими и небольшими подарками, кольцами. После этого они считали себя кумами, сестрами, называли друг друга кумой, кумочкой, вместе гуляли, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки. Русские люди считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню "Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа" развивали венки, расплетали "мотушки", возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.

Яичница

Яичница была обязательной ритуальной едой. Яйцо, начиная с Пасхи, проходило через всю весеннюю обрядность. Оно появлялось как символ зарождения новой жизни, а когда весна кончалась, его съедали уже в виде яичницы - зародыш должен был превратиться в плод.

Гадали у реки, бросая венки в воду.

Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок остановился на одном месте, то в этот год не быть замужем. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти, чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Троицкая суббота

предшествовала дню св. Троицы и считалась у русских главным весенним поминальным днем. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Духов день

Так в народе называли праздник Сошествия Святого Духа, приходящегося в православной традиции на понедельник, следующий за Троицей. В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя - символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, "разливается по полям", появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Идея животворящего начала Духова дня, соединенная с языческими представлениями о Матери-Земле, нашла свое отражение во многих поверьях. Например, считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки. Духов день, как и Троицкая суббота, считался днем, когда необходимо добрым словом помянуть умерших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме, а также самоубийц, опойцев, утопленников, которых Церковь не разрешала хоронить на кладбище. Считалось, что панихида, отслуженная по ним в церкви, свеча, поставленная на поминальный стол, доброе слово дадут этим бесприютным душам хотя бы временный покой.

Завершение обрядов, связанных с чествованием березы.

Девушки выносили на ржаное поле украшенную лентами березку, вокруг которой всю семицкую неделю водили хороводы. Обойдя с березкой поле, ее топили в реке, чтобы летом не было засухи, чтобы рожь лучше колосилась. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.

Русальная неделя.

Русские люди верили в существование русалок - демонических существ, в которых превращались девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством. Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек и озер и целую неделю бегают по полям и лугам, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень - колосистее.

Источник: http://ulmuzeum.narod.ru




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.