Загрузка данных...

Пасхальные приметы и обычаи

2014.04.17 14:13:07

Просмотров: 3015

Пасхальные приметы и обычаи

Близится праздник Светлого воскресения Иисуса Христа. Это большое событие для верующих христиан. Считается, что праздник дарует спасение всему миру и человечеству. Христиане считают, что Светлое воскресение напоминает о бессмертие души. 

В этот день девушки в деревнях верили в приметы и соблюдали обычаи:

-в руки не бралась соль

-что бы стать крепкой и сильной, становились на топор

-считалось, что если девушка ударилась локтем, то сейчас ее вспомнил любимый

-сулило свидание, если в тарелку попадала муха или чесалась бровь

-если чесалась губа, то вечером будут поцелуи.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Существовала примета и для людей нечистых на руку. Воры пытались украсть что-нибудь в церкви и верили, что если удастся, то

-во-первых, никто не подумает, что кто-то осмелился в праздник воровать в церкви

-во-вторых, если удастся стащить, то целый год никто его не поймает за кражу.

Азартные люди тоже верили в обычаи и клали в обувь под пятку монету, надеясь,  что это принесет крупный выигрыш. Но для того, чтобы иметь удачу обыгрывать всех, наиболее смелые игроки брали с собой в церковь карты.

Когда священник показывался из алтаря и в первый раз говорил «Христос воскресе», игрок с картами должен был ответить: «Карты здеся»,

на вторую фразу священника  «Христос воскресе», картежник отвечал: «Хлюст здеся»,

в третий раз — «Тузы здеся». Этот ритуал, по убеждению игроков, может принести большие выигрыши до тех пор, пока сам игрок не покается.

Охотники имели свои правила: никогда не проливать кровь в великие дни Светлой седмицы, когда все земное радуется Христову воскресению и славит Бога. Считалось, что нарушители этого христианского правила жестоко наказываются Богом. Также, охотники специально приходили в церковь с ружьями, и как только в первый раз начинали петь «Христос воскресе», стреляли в воздух – они верили, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.

Также, существовало убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, попадет сразу в рай, потому в пасхальную неделю врата рая не закрываются и их никто не охраняет.

На Пасху молодые встречали солнце на крыше.

Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Во время пасхальной утреней службы хозяйки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.

На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой неделе дожди — добрая рожь.
На Святой гром — к урожаю.
Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.

Считалось, что пасхальная еда, освященная церковной молитвой, имеет сверхъестественную силу и может помогать в трудные минуты жизни. Поэтому все остатки еды от пасхального стола тщательно хранили. Но часть зарывали в землю с целью предохранить урожай от града. Головку освященного кулича хозяин дома съедал в поле, для прекрасного урожая.

До появления христианской веры все древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Яйцо как символ рождения значилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.

У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.

Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу - яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками». Если на общем цветном фоне существовали пятна, полоски, крапинки другого цвета — такие яйца назывались «крапанками». Существовали также «писанки» — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Самый распространенный и традиционный цвет пасхальных яиц — красный.

Яйца можно красить в отваре луковой шелухи или в настое трав. Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) и поварить.

Для украшения яиц можно использовать разноцветные почтовые открытки. Для этого надо намочить немного обратную сторону открытки и протереть ее пальцем, чтобы снять нижний слой бумаги и сделать картинку тоньше. Вырезать картинку и наклеить ее на сваренное вкрутую и охлажденное сухое яйцо.

Пасха праздновалась на Руси широко и с размахом. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра, цветного и прозрачного стекла самых разных размеров: большие, с сюрпризами  внутри (пасхальные яйца Фаберже), и миниатюрные (их прикалывали к одежде или носили на цепочке). Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества — от крестьянской избы до царского двора, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий.

Со временем все чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.
В XVIII—XIX веках производство пасхальных яиц превращается в самостоятельную отрасль художественной промышленности. Яйца стали делать на стекольных и фарфоровых заводах, шлифовальных фабриках, мастерских и т.д.

В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц — для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.
Эскизы для декорации пасхальных яиц царской фамилии и придворных особ заказывались известным иконописцам и художникам.

Мировую известность и признание получили знаменитые пасхальные яйца фирмы Фаберже. 56 уникальных подарочных яиц было изготовлено для императоров Александра III и Николая II. 12 пасхальных яиц -  для частных лиц (владельца золотых приисков в Сибири Александра Фердинандовича Келча, князя Юсупова и герцогини Мальборо.

После революции 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.

Нельзя было есть яйцо и выбрасывать скорлупу за окошко на улицу. Крестьяне верили, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение. Для этого нужно было положить на могилу яйцо, разбить, покрошить и скормить вольной птице.

Считалось, что при помощи пасхального яйца можно получить облегчение от всех болезней и несчастий.

Крестьяне считали, что если во время пасхального молебна зарыть пасхальное яйцо в зерна и оставить его там до посева, это чтобы обеспечит хороший урожай.
Кладоискатели верили, что черти пугаются человека с пасхальным яйцом и оставляют клад без защиты и прикрытия.

Считалось, что катание яиц по свежевспаханной земле способствует ее плодородию.

На Егория (6 мая), прежде чем впервые после зимы выгнать стадо на пастбище, яичком «прокатывали» коня от гривы до хвоста со словами: «Как яичко кругло и гладко, так лошадушка будь кругла и сыта».

Крашеными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. Яйцо нужно было обязательно покатать по столу. Удачи в играх с яйцами сулили благополучие в семье.




Понравилась статья? Поделись!

!!

Добавить комментарий к статье


Политинформация

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
Яндекс.Метрика
feedback
Спасибо! Ваша заявка принята.